Главная » Всякая всячина с Софией Булчукей » Женская дружба, или По велению Чингисхана

Женская дружба, или По велению Чингисхана

И пусть весь мир станет нашей кухней!

С монгольскими художниками Пурэвийн Оюунбаяр и Нямхуугийн Лхагвасурэн на открытии выставки «Хозяева степи». Якутск, март 2017 г.

И в наше время все еще встречаются чудаки, которые на полном серьезе задаются вопросом: «Есть ли на свете женская дружба?». Я вас умоляю! Вы еще скажите, что любовь живет три года.

Значит, мужская дружба, ее наличие как явления не поддается сомнению. И даже детская. И только женская под вопросом. Что за бытовой шовинизм, что за гендерное неравенство?

И это спрашивает представитель народа, создавшего олонхо «Кыыс Дэбилийэ». Народа, из уст в уста передающего сказы о Ньургун Боотуре Стремительном, влюбившемся в неистовую Кыыс Ньургун, которая на предложение отважного бухатыыра задиристо ответила: «Если победишь!». И бились они 33 года, если верить фольклору. Эта якутская амазонка, ничуть не беспокоясь о самооценке жениха, сражалась на равных. Неизвестно, сколько бы еще она сопротивлялась, но друг жениха – Юрюнг Уолан, которому, надо полагать, все это порядком надоело, нанес красавице смертельный удар в спину. А далее парни, ничуть не смущаясь, прибегли к помощи Елбет Мэнэ Уута – живой воды, и оживили строптивую феминистку.

Якутские женщины всюду ходили с открытыми лицами, открыто выражали свое мнение. Коня на скаку не останавливали, потому что летящая кобылица — слишком прекрасное явление. В нашей ментальности гораздо круче вскочить на коня и удерживаться на нем, как в той пословице, иногда сверху, иногда – под брюхом, но главное – скакать. Якутские женщины прекрасно стреляли из лука, а позже – из ружей.

Климат у нас, конечно, последние века суров. Поэтому нашим женщинам, модницам этаким, пришлось носить ювелирные украшения – килограммы искусно выделанного серебра — поверх пальто.

Соболиными были не только шубы, но и одеяла. У таежной аристократии, не боящейся работы.

И даже у последней нищенки — бедной и одинокой старушки Бэйбэрикээн было пять коров. Сегодня семья с пятью дойными коровами бедной, вроде, не считается.

Шаманки, удаганки, целительницы, алгысчыты, сказочницы, олонхосуты, воительницы – вот список женских занятий, позволявший сохранить относительную независимость.

Да и замужние женщины, матери, бабушки не были забитыми и бесправными существами. Потому что на Севере без женщины не выжить. А значит, она не халявщица какая-нибудь, а равноправный партнер. У нее ровные отношения с мужем, а на сына или внука, даже взрослого, всеми почитаемого, такая Далбар Хотун могла и накричать, то есть оказывала неприкрытое психологическое давление.

В общем, нам повезло родиться в традициях, где положение женщины, в сравнении с другими культурами, было более свободным и независимым. Якутские женщины были социально активны, никто не пытался заточить их в четырех стенах балагана, и они умели дружить. Конечно, сохранилось много уничижительной информации, например, по идеологическим соображениям. Но будем верить своему фольклору и самоощущению.

Так чего подражать непонятно кому, и задаваться тупым вопросом о женской дружбе? В 2017 году, когда вышли все сезоны и несколько широкоформатных серий легендарного американского сериала, давшего исчерпывающий ответ.

Но хватит теоретических рассуждений! Проиллюстрирую это опытом из собственной жизни, своей и подруг.

Если кто следит за моими постами в соцсети, трудно было не заметить, что прямо в эти дни идет большой проект, перекинувший мостики к культурам двух народов. В Национальном художественном музее работает выставка монгольских художников «Хозяева степи». Это уже третья выставка монгольских художников в Якутске. В последние годы мы открываем их каждую весну.

И в Монголии делаем якутские выставки. И другие интересные проекты. Планов — громадье. География нашей деятельности расширяется – Лондон, Непал, Китай…

А с чего все начиналось? А с этого самого – с женской дружбы. Нас подружил Чингисхан! При сьемках фильма якутяне познакомились с Амарой. В 2006 году она по приглашению директора Саха театра Анатолия Николаева приехала на ысыах Туймаады, и буквально влюбилась в наш народ, нашу культуру, нашу землю. И осенью того же года уже встречала нас у себя в Монголии. И уже мы влюбились в их народ, культуру, землю. Это называется этнопсихология. Народы со схожей ментальностью. И нам легко дышится в гостях друг у друга.

Я очень люблю путешествовать, но объективно отмечаю, что в Европе, Китае и других местах чувствую себя гостьей. А в просторных монгольских степях я – дома! Народ сохранил степь в первозданном виде. Сохранил традиционный уклад жизни. И скотоводы там – самые богатые люди. Проезжаешь по степи, тут и там стоят юрты, пасутся стада лошадей, коров, яков, верблюдов, баранов, коз. Степь — живая, в ней кипит жизнь. А возле каждой юрты примостилась антенна-тарелка и припаркован пафосный джип. Дети скотоводов часто учатся в Англии или США. Это современность.

А в двух шагах – традиции. Врыты в землю два столба, между ними натянута веревка, и к ней привязаны лошади. В степи деревьев нет, столбов мало, поэтому и придумал народ такую хитрость. А у нас в память о степи осталась салама – та же веревка, к которой привязаны лошади. Символы правят миром.

Анатолий Павлович, директор Саха театра и прекрасный артист, лет десять назад, познакомив нас, напутствовал: «Девчонки, вы дружите! Вы друг друга поймете. А мы, если надо, всегда будем рядом». Сначала мы подружились сами, крепкой женской дружбой. Несколько подруг из Якутска и Улан-Батора. Конечно, сразу же были вовлечены мужья и дети.

Потом – шире круг! Друзья, друзья друзей. Подключился малый бизнес – то есть очень активные и просто хорошие люди. Галина и Александр Павловы, Ольга и Катерина Григорьевы и многие другие. В ход пошли творческие единицы. Например, такая масштабная личность как Антонида Корякина, начальник управления культуры и духовного развития администрации Якутска. Режиссер Карл Сергучев, председатели Союза художников Якутии Юрий Спиридонов, Василий Амыдаев, Сарантуя – монгольская мега звезда, наполовину саха. И многие другие, я тут якутскую сторону перечисляю, есть и монгольская. А потом мы вышли на уровень министров – Владимир Васильев, Сахамин Афанасьев, Владимир Тихонов. Огромное им спасибо за поддержку! И на этом мы не собираемся останавливаться. И мэров наших столиц хотим подружить, и президента с Ил Дарханом. И все получится! Небо знает… Время пришло. Движение снизу значительно опережает официальные контакты государственных лиц. По велению Чыныс Хаана, получается.

А как же женская дружба? Так она есть! Вместе мы делаем масштабные проекты, и в то же время пьем чай и хохочем на кухнях, устраиваем совместные вылазки на шопинг, иногда виртуально – через ватсап в другой стране. Мы им – книги на русском языке, травяные отвары из аптек, сапоги и унты, крем «Табапан», а они нам – кашемир и кожу. В реале встречаемся несколько раз в год. А в ватсап-группе оживленный диалог идет каждый день.

Женскую дружбу и международные проекты мы смешиваем так же решительно, как и салат оливье.

Что-то пафосно получилось)) Так и просятся громкие заявления, типа, Женщины всех стран, подружитесь! И пусть весь мир станет нашей кухней, на которой мы наведем порядок!

Кыыс Дэбилийэ, однако, поддержала бы этот почин. Время такое, что межличностные отношения, коммуникациями которым служат новые технологии, интернет и мессенджеры, взламывают все рамки, и называется это народная дипломатия. Но в нашем кругу в ходу иная терминология, предпочитаем говорить, что мы все – подруги.

 

Лидер проекта Aar Sakha Наталья Кривогорницына и председатель общества Монголо-Саха сотрудничества Амаржаргал. Открытие выставки «Две женщины — один мир». Якутск, март 2015 г.

 

23.03.2017
6
0
 850
София Булчукей

София БулчукейСмотреть все записи

автор блога «Всякая всячина»
Предприниматель, журналист, главный редактор сетевого издания SakhaLife.ru.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

8 + 11 =