Главная » Образование с Матреной Кондратьевой » Загадка школы Алексеевой

Загадка школы Алексеевой

Динамическая методика обучения создана... на основе Олонхо

В этом году все 30 выпускников Технического лицея Нины Алексеевой окончили школу с золотой медалью! Где и когда такое еще было? Меня, человека, посвятившего свою жизнь делу обучения и воспитания подрастающего поколения, напрямую задевает данный вопрос.

Директор лицея Нина Афанасьевна Алексеева педагогическую деятельность начала в Техтюрской средней школе Мегино-Кангаласского района в 1968 году, в которой я проработал 7 лет (1978—1985) директором первой в республике школы по комплексному обучению и воспитанию учащихся.

В те годы я руководил работой по внедрению опыта донецкого учителя Виктора Шаталова. Но его методика руководством республики (Минпросом и ЯРИУУ) не поддерживалась. Прекрасно помню слова заведующей кабинетом передового опыта ЯРИУУ на августовском совещании учительства Мегино-Кангаласского района: «Не надо увлекаться разными модными методиками, чем занимается руководство Техтюрской средней школы». Эти слова, адресованные мне и моим сподвижникам, прозвучали как грозное предупреждение, как прямой запрет.

Ещё тогда я был наслышан о талантливой, неординарной молодой учительнице Нине Алексеевой, проработавшей всего один учебный год, но оставившей неизгладимую память о себе увлекательными уроками, доселе невиданным арсеналом методических приемов, увлекших детей к сознательной тяге к знаниям, расширению кругозора и становлению как личности.

Свою методику – динамическую электронную методическую систему, Нина Афанасьевна Алексеева разработала и внедрила в жизнь почти четверть века назад. За эти годы автор полностью апробировала и доказала состоятельность новой экономически выгодной системы обучения учащихся. Ее методику признают уже во всем мире.  Но только не в Якутии!

Почему я об этом пишу? На днях заходил в вышеназванную школу по адресу: улица Кирова, дом 15. Дверь открыл сторож, который вышел погреться на солнце, потому что в здании царствует холод. Зимой после серьёзной технической аварии школа была эвакуирована временно в другое здание по улице Лермонтова. По словам сторожа, пока неизвестно, где откроет Авторский лицей свои двери в этом учебном году.

Приятно был удивлен и до глубины души тронут в разговоре с самой Ниной Афанасьевной о ее методике.

Вот ее слова: «Динамическая методика обучения учащихся создана на основе Олонхо. С ее помощью можно достичь любой степени умственного интеллектуального развития, беспредельных возможностей человеческого мозга – вершинного достижения биотехнологий – созданного самой Природой, тем самым открыть перед человечеством новые возможности развития образовательных, информационных технологий. Между Олонхо и Динамической методикой существует большая связь, создающая универсальную модель обучения и развития интеллекта до любого уровня.

Уникальность методики заключается в том, что педагогам-реализаторам и учащимся она позволяет достигать невероятных результатов по всем учебным дисциплинам одновременно за короткое время. Суть моделирования теоретического и практического учебного материала заключается в выяснении условия происхождения (содержание) понятий, знаний и изображения их в виде графических, буквенно-словесных моделей.

По динамической методике построение самой информационной модели основано на этнопсихологической особенности построения якутского эпоса Олонхо. Информационные технологии опираются на многочисленные повторы, являющиеся как бы опорными пунктами сказания, скрепляющими его текст, сосредотачивают внимание слушателей на наиболее важных местах, связывают друг с другом события, происходившие в разное время и разделённые другими эпизодами, помогают закреплению характеристики, даваемой действующим лицам и событиям.

Подобно этому при моделировании учебного материала повторное воспроизведение процесса происхождения понятий, знаний содержит множество знаний из предыдущих тем из программы младших классов, имеющих ту же функцию, как повторы в эпосе Олонхо.

Используя уникальное произведение древнего народа саха, возвышаю свой народ своим же инструментарием древнего эпоса. Динамическая методика, которая является основой самой Дифференциальной технологии, опирающейся на Олонхо – величайшее творение народа, которое представляет очень сильный канон матрицы интеллектуального развития личности независимо от возраста, национальности и политических убеждений».

Для меня очень важно мнение людей, которые могут разобраться во всех деталях и нюансах олонхо, потому цитирую Петра Максимовича Тихонова,   почётного гражданина Мегино-Кангаласского улуса, обладателя знака «Гражданская доблесть», отличника образования РС (Я), многократного  победителя республиканских конкурсов олонхо, артиста театра Олонхо: «Я, как действующий педагог с сорокалетним стажем работы и исполнитель героического эпоса народа саха, предлагаю научно-практическую деятельность по Динамической электронной методической системе Н.А. Алексеевой включить в республиканскую программу по изучению, распространению и увековечению мирового шедевра нематериального наследия человечества – олонхо на будущее десятилетие».

Мне очень импонируют высказывания двух крупных ученых и бывших ректоров ЯГУ.

А.И. Кузьмин: «Разработанная автором Динамическая методика обучения и воспитания позволяет вести учебный процесс с помощью ЭВМ на любом языке в более содержательной форме и объёме для повышения познавательной деятельности учащихся. Универсальность методики позволяет использовать её в учебном процессе независимо от специфики изучаемого предмета. В отличие от технологии обучения информатике, где обучение носит характер своеобразного программирования операций, данная методика не ограничивает практическую деятельность учащегося какими-либо рамками, а активно развивает самостоятельное мышление, способствует развитию творческой активности».

А.Е. Мординов: «Методика Нины Афанасьевны действительно удивительная. Надо было её поддержать».

Я бы свою статью первым делом адресовал нынешнему руководству республики, чтобы безотлагательно создали все необходимые условия работы Технического лицея Н.А. Алексеевой, национального достояния Республики Саха (Якутия) и России.  Всем, кому по долгу службы и профессии должна быть небезразлична проблема обучения и воспитания подрастающего поколения.

Владимир  Орлов,

заслуженный работник образования РС (Я), отличник народного образования, отличник просвещения СССР, «Учитель учителей РС (Я)», почётный ветеран РС (Я), почётный старейшина РС (Я), лауреат Фонда содействия развитию культуры, науки, образования «Имени академика В.П. Ларионова».

 

21.08.2017
5
1
 1250
Ирина Васильева

Ирина ВасильеваСмотреть все записи

выпускающий редактор сайта

Написав за годы журналистской работы столько материалов и статей на различные темы, что хватило бы на солидное собрание сочинений, плотно занялась редактированием журналистских сочинений, пока еще не своих.

Окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Работала в газете «Эхо недели», Якутском-Саха информационном агентстве (ЯСИА), филиале «Российской газеты» в Якутске.

В «Якутии» с 2009 года.

5 комментариев

  1. Денис:

    0

    0

    Школа. действительно, уникальная! Мой племянник окончил школу Алексеевой с золотой медалью в 15 лет и поступил в московский ВУЗ. В 20 лет он уже получил диплом, вернулся в Якутию и сейчас успешно работает. Считаю, что экономика Якутии реально выигрывает, экономя на годах обучения в школе. Если бы он учился в обычной школе, то университет он окончил бы лишь в 23 года.

  2. Горожанка:

    0

    0

    В плане интеллектуального развития да. Но ведь надо учитывать и психологические моменты. Разве подросток может стать полноценным студентом? Да и просто жалко детей, лишенных детства. Я в свое время интересовалась школой Алексеевой и решила своих туда не отдавать. Да, школу не в 13 лет окончили, и универ не в 20. Но всему свое время. Зато везде чувствовали себя нормально. И учились, и отдыхали, и дружили, и на работу пришли молодыми людьми, а не детишками.

  3. Денис:

    0

    0

    Ну, 20 лет это уже не «детишки». Раньше, вон, люди в 20 лет уже целыми полками командовали, колхозами управляли. А нынешние до 30 лет в игрушки компьютерные играются и до 35 лет молодежью считаются, до 45 лет молодыми специалистами. И сидят на шее у родителей и государства, субсидии себе молодежные выбивают.

  4. Горожанка:

    0

    0

    нет, не сидят) С 22-23 лет зарабатывают сами, все нормально. Я бы и себе не пожелала, чтоб мое студенчество в 20 лет закончилось. Лучшие же годы! ну, а если серьезно, есть же понятия психологической, даже нравственной зрелости. Большинство в 20 лет не готово полками командовать. А как 13-летнего студента в общаге оставить?!Страшно.

  5. оратор:

    0

    0

    Среди выпускников этой школы очень мало состоявшихся успешных людей. Абсолютное большинство очень тяжело адаптируются к взрослой жизни и ломаются. Бывали даже случаи суицидов. Так что не все так однозначно. ЯГЛ, ФТЛ дали республике гораздо больше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

пять × три =