275 лет прошло со дня установления Иркутско-Якутского почтового тракта. Знаменательной дате посвящена эстафета, реконструирующая доставку почты с Иркутской области до Якутска. Историческому событию дает оценку потомок государевых ямщиков, уроженец деревни Еланка Хангаласского района Анатолий СОКОЛОВ.
Сквозь просторы, торосы и мороз
Доставить почту до Якутска в трескучий мороз или летнее пекло было целой наукой, которую досконально изучили наши предки. И зимой, и летом почта шла по расписанию. За любую задержку на станции (не готовы лошади, приболел ямщик…) отвечал станционный смотритель. Дежурство несли очередные ямщики.
Предки автора статьи Анатолия Соколова, русские ямщики.
Мерно и однозвучно звенит поддужный колокольчик. Кругом ширь, приволье, просторы, торосы, луна и мороз. Это видели и ощущали в старые времена только ямщики и проезжающие по почтовому тракту. Ведь 2400 верст этого тракта тянулись вдоль берега Лены.
Трудно было назвать этот путь дорогой: она мгновенно заносилась снегом после прохода саней. Только опытные лошади могли «держать» дорогу и не сбиться с нее. Для лучшей ориентации вдоль зимней дороги в открытых местах на небольшом расстоянии друг от друга ставили вешки — срубленные елочки высотой в человеческий рост, или длинные палки, воткнутые в снег с навязанным на конце пучком сена.
Выдержать дорогу
У ямщиков Иркутско-Якутского почтового тракта особой формы одежды не было, как на Руси. Какая может быть форма одежды, особенно в зимние и лютые морозы? Одевались так, чтобы только «дуба не дать»: на обычную зимнюю одежду дополнительно надевали меховые калоши и наколенники или свободные меховые штаны, меховые рукавицы и овчинный тулуп.
От каждого ямщика требовались большая выносливость, сноровка и расторопность. Они должны были уметь находить общий язык с любым проезжающим и не теряться в любой обстановке, ехать достаточно быстро, но не поддаваться требованиям отдельных ретивых проезжающих, требующих ехать быстрее и гнать лошадей. Бывали случаи, «загоняли» лошадку до смерти особенно при перевозке срочной (экстренной) почты.
Экстренная почта на Иркутско-Якутском почтовом тракте осуществлялась в тех случаях, когда возникала необходимость в скорейшей доставке срочной почты из «центра» или «в центр». Срочная почта – это казенные пакеты, деньги, документы, срочные посылки и письма. Ведь тогда телеграфа и другого, более быстрого, чем лошадиная, вида связи не было.
Стала доброй традицией реконструкция гоньбы по берегу реки Лены – доставке почты на лошадиных упряжках. Жители Олекминского и Хангаласского районов соревнуются, чья упряжка доставит письмо нарочным быстрее.
Упряжь держать в порядке
Ямщикам предписывалось содержать почтовый дом в исправности. Лошади все время должны быть готовыми к почтовой езде и подкованы. Особое требование предъявлялось к содержанию в исправном состоянии конской упряжи – она должна быть крепкой и надежной. Конная упряжь – хомуты, дуги, седелки с подпругами, черезсидельники с подпругами, шлеи, седла, узды и вожжи — содержалась в абсолютной исправности. Их вовремя нужно было ремонтировать и сушить после каждой поездки, особенно зимой. В домах ямщиков, в станционном доме, в передней под потолком устраивались специальные вешала, на которых сушились хомуты и седелки. Поэтому в помещении постоянно стоял специфический запах конного пота.
Тяжел был труд ямщика. Он правил лошадьми, сидя в открытой части экипажа, и постоянно находился на ветру и морозе, а летом больше всех мок под дождем. Невозможно было ехать все время молча, несколько часов подряд. И, чтобы время прошло быстрее, чтобы взбодриться и поднять настроение себе и путнику, ямщики пели песни.
Деревня Еланка. Часовня, спроектированная и построенная настоящим патриотом хангаласской земли, уроженцем Еланки, заслуженным строителем РФ Анатолием Соколовым.
Суровая школа жизни
Надо отметить, что только с поселением на берегах Лены почтовых ямщиков в Олекминском и Якутском округах интенсивно стало развиваться хлебопашество и огородничество. На Лену они прибыли почти на сто лет позднее амгинских и олекминских первых пашенных крестьян. Несмотря на это, они дали наибольший толчок внедрению хлебопашества и огородничества.
Многие потомки ямщиков живут в сохранившихся деревнях и селах вдоль Лены. Это люди, как правило, трудолюбивые, прошедшие суровую жизненную школу, достойно умеющие выходить из тяжелых жизненных ситуаций. Деревенские дети с детства все умеют делать — запрягать коня, косить и убирать сено, заготавливать дрова и многое другое.
Шло время, менялись люди, началась мировая война, затем революция, потом — гражданская война, долго длившаяся в Якутии, затем Великая Отечественная, но почтовый тракт действовал и потребность в почтовой связи все возрастала. Тракт служил главной дорогой огромной страны, через которую устанавливались ее политические и культурные связи с Тихоокеанским побережьем. Многотрудное освоение этого огромного края, превращение его в составную часть Российского государства, сопровождавшееся разными событиями, — все это проходило через реку Лену и ее станки. Каждая станция – это целая история со своими особенностями, своими героями, но объединенными единой целью – своевременно и исправно возить почту и пассажиров, не считаясь со временем и погодой. Все 126 почтовых станций от Якутска до Иркутска – это звенья одной цепи, которую мы называем Иркутско-Якутским почтовым трактом.
Характеризуя Иркутско-Якутский почтовый тракт, хочется отметить такой факт: самый холодный день за весь период метеорологических наблюдений был в Якутске 5 февраля 1891 г. — минус 64,5 градуса по Цельсию, но и в этот день почта на Иркутск была отправлена по расписанию. В сильные морозы приходилось при езде своевременно очищать ноздри лошадей от образовавшихся ледяных сосулек. А каково было ямщикам?
Потомки государевых ямщиков и все желающие готовятся к фестивалю «Играй, гармонь!» за несколько месяцев до ее проведения.
Фестиваль, включающий соревнования по доставке почты, конкурсы на лучшее исполнение песен, танцев, частушек превращаются в настоящий праздник, в народные гуляния.
Отдельно соревнуются гармонисты, передавая свои знания молодому поколению.
Организаторы фестиваля «Играй, гармонь!» (слева направо): Владислав Голоков, автор статьи Анатолий Соколов и Василий Кулагин.
Сила ямщицкого духа
Русские крестьяне-ямщики, по воле судьбы оказавшиеся в суровом крае, были сильны духом. Можно восхищаться, как они не только выжили, но и пустили глубокие корни, завоевали уважение и авторитет среди местного населения, освоили якутский язык, культуру. Находясь в окружении народа саха, русские ямщики и их потомки, хотя многие объякутились, сохранили свой образ жизни, род занятий, обряды, предания и суеверия, песни, танцы и игру на русской гармони, православие.
Настали другие времена: интернет, телефон, телеграф заменили обычную почтовую связь. Электронное письмо доходит моментально, а обычный конверт с марками идет сутками. Почтовая, а в древности ямская служба, была прародительницей современных посланий. У нее есть своя история, про которую, как и про собственных бабушек и дедушек, забывать нельзя.
Около двух с половиной веков действовал Иркутско-Якутский почтовый тракт, звеня колокольчиками на дугах почтовых лошадей в зимнее время, а летом — на веслах почтовых лодок.
Анатолий СОКОЛОВ,
Почетный строитель РФ,
Почетный гражданин Хангаласского улуса,
ветеран строительного комплекса РС(Я),
лауреат премии им. Кирилла и Мефодия
Болеет за малое предпринимательство и экологию. Одна из самых любимых тем – туризм. Хорошо знает, что волнует читателей, поскольку несколько лет вела в газете специализированную рубрику.
Окончила историко-филологический факультет ЯГУ им. М.К. Аммосова.
Работала на кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета ЯГУ.
Чего так мало. Бумаги не хватило?