podpiska
Главная » Образование » Выйди вон!

Выйди вон!

Всегда ли прав учитель?

В каждой школе есть свои правила и устав, соблюдать которые неукоснительно должны все учителя и ученики. Хороший педагог всегда найдет ключик, особый подход к ребенку, но подчас в жизни все случается с точностью до наоборот, и конфликты между преподавателями и школьниками нередки. Всегда ли прав учитель?

Ситуация первая. Ученик опоздал на физкультуру на 20 минут, педагог не пустила его на урок и, таким образом,  не допустила к зачету. Причем ранее она ограничивалась всего лишь замечанием ученикам, опоздавшим даже на пятнадцать минут. Надо заметить, учебное заведение не имеет своего спортивного зала, поэтому арендует его у спортивного клуба. Ребенок забыл спортивную форму, поэтому поехал за ней домой, что и стало причиной опоздания. Но он же все-таки приехал! А учитывая то обстоятельство, что на улице в декабрьскую стужу столбик термометра на тот момент показывал все – 45, действия педагога могли иметь печальные последствия, мало ли что может случиться с учеником.

Тем более, что учитель несет ответственность за жизнь и здоровье ученика во время учебных занятий. Стало быть, педагог не имела права не пускать его на урок или выгонять — ни при каких обстоятельствах.

В законе «Об образовании» черным по белому написано, что «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Более того, недопуск на урок можно расценить как нарушение прав гражданина России на получение образования и как физическое и психическое насилие над ребенком, запрещенное Конвенцией ООН о правах детей.

Вполне понятно негодование матери ребенка: нужно было обратиться к родителям, вызвать их в конце концов в школу, если есть претензии к ученику, либо поставить в известность классного руководителя для принятия соответствующих мер.

Кроме всего прочего педагог не должен забывать, что он несет также ответственность за любые действия ученика, совершенные им во время занятий. А вдруг он пойдет на правонарушение, использовав свободное от урока время?

Ситуация вторая. Второклассник панически боится своего классного руководителя. «Мама, у меня сердце готово выпрыгнуть из груди, когда меня вызывает к доске Н.А. Я забываю даже то, что знаю», — пожаловался он матери. Как выяснилось, классный руководитель периодически кричала на детей, дергала за волосы. Видимо, авторитет учителя был настолько высоким, что ни один родитель не посмел сделать ей замечание. Мать хотела даже перевести сына в другую школу, но учитывая то, с каким трудом они попали в лучший класс школы к одному из лучших преподавателей столицы, предпочли терпеть и дальше. Что в данном случае нарушает учитель?

Согласно  тому же закону «Об образовании» педагоги имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако такие методы воздействия на детей считаю недопустимыми. Конечно, и ученики бывают разными и порой могут вывести любого взрослого из себя. Но ведь есть масса других возможностей влияния на малышей.

Тот же закон запрещает любые методы психического и физического насилия.

Если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник, он должен понести дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Конечно, все зависит от характера причиненного ущерба здоровью.

Кстати, работодатель даже  имеет право прекратить трудовой договор с учителем.

Ситуация третья. «Часто в нашей школе учителя ставят «двойки» за отсутствие на уроке. Причем даже если в это время мы были на олимпиадах или где-то защищали честь школы. Правомерно ли это?» Еще одна из часто встречающихся проблем.

Вероятно, таким образом некоторые учителя стремятся воздействовать на нерадивых учеников. Но ведь существует масса других педагогических приемов достижения порядка в классе, в школе. А если идет речь об учениках-олимпиадниках, эта ситуация вообще непонятна.

Учитель не имеет права ставить «двойки» за отсутствие на уроке. Оценки существуют для того, чтобы оценивались конкретные знания учеников, не более того. А дисциплинарные меры по отношению к ним должны быть иными.

22.01.2018
2
0
 2152
Матрена Кондратьева

Матрена КондратьеваСмотреть все записи

Мама троих детей, в жизни и в профессии во главу угла ставит вечные ценности – человеческие отношения, семейный очаг. Главная тема журналистских работ – образование.

Окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Многие годы работала в детской республиканской газете «Юность Севера», была выпускающим редактором газеты «Учительский вестник».

В «Якутии» с 2013 года.

Похожие записи

5 комментариев

  1. Екатерина:

    0

    0

    Подзатыльники— Это слишком. И все же я за строгую дисциплину.

  2. О приемах:

    0

    0

    Бывают такие дети, кого угодно доведут. Моя знакомая такой случай рассказывала. Ученик достал учительницу, школа была та еще, половина учеников — «трудные». Так она этого мальчишку молча вместе со стулом из класса вынесла))) Без подзатыльников, но очень эффектно)))

  3. Татьяна Билера:

    0

    0

    у меня всю жизнь был корявый почерк в стиле «пьяная курица поломанной лапой». но училась я хорошо. Был период, когда один учитель регулярно снижал мне оценки за корявый почерк.

  4. Матрена Кондратьева:

    0

    0

    Вспомнилась курьезная ситуация из детства. Один год мне довелось учиться в сельской школе: папу направили на работу. Дело было весной. Наш учитель природоведения накануне надо полагать побывал на охоте.Он все время зевал и потягивался. Так и не справившись со своим сонным состоянием, он задал нам самостоятельное задание, а сам задремал под палящими солнечными весенними лучами. Я, быстро справившись с заданием, первая заметила это и начала хихикать. Вдруг П.И. проснулся и ка-ак треснет меня линейкой по лбу, мол, хватит смеяться над учителем. Я от обиды чуть не расплакалась, но ни слова не сказала родителям. А моя мама, на минуточку, была завучем этой школы. Дальше-больше. Однажды он нам предложил провести урок на природе. Мы вышли во двор и свернули в лес. там, по лесной дорожке, учитель привел нас к себе…домой. Справедливости ради замечу, что по дороге он нам рассказывал о цветах, деревьях и разных насекомых. Так вот дома он вытащил уток, рассказал нам о них и затем мы приступили к практическим занятиям. Это сейчас я понимаю, что, видимо, он должен был на обед приготовить утиный суп, а мы, его ученицы, должны были ощипать этих пернатых. В классе нас было всего четыре ученика: три девочки и один мальчик. Мальчика-то он отпустил домой. Я, тяжко вздохнув и еле переборов внутреннее отвращение, робко принялась за дело. Откуда мне, городскому ребенку, было знать как это вообще делается?!А мои одноклассницы рьяно взялись за дело, видимо, не впервой им это приходилось делать.И тут по моей руке что-то побежало. оказывается, это была утиная вошь! Наверное, мой истошный крик услышали все в округе. Я опрометью выскочила из дома учителя и побежала домой. Конечно, пока шла, я успокоилась.А за обедом смеясь рассказала родителям об уроке природоведения на кухне нашего учителя. Чем история закончилась для П.И.не помню, но он также учил нас и когда начинался охотничий сезон исправно уезжал на охоту.
    Вот такие уроки жизни были у нас, советских четвероклассников.)

  5. Аноним:

    0

    0

    «Звонок — для учителя!» — в смысле забудьте о перемене. Классика жанра. Я думала, это только у нас, потом услышала эту фразу в КВН на 1 канале)))
    А если серьезно. будущие учителя в вузах изучают закон Об образовании, права ребенка, Гражданский кодекс? Чтоб не выходить за рамки.
    Психологию изучают, но не всем помогает. Учитель, которого дети боятся до дрожи, это ненормально, но, увы, нередко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

4 × 2 =