Главная » Образование » Возмутитель спокойствия

Возмутитель спокойствия

Как учить гиперактивного ребенка?

Психологи считают, что с каждым годом увеличивается количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). По поводу «модного» диагноза существует много версий, кто-то считает его заболеванием, другие — особенностями поведения. Таким малышам не просто адаптироваться в обществе, и первые серьезные трудности начинаются именно в школе. Не обошла эта ситуация и среднюю школу № 15 Якутска.

Недавно в одной из местных газет появилась статья, где говорилось о том, что руководство школы запретило ребенку посещать уроки без родителей. И это первокласснику! Ситуация вопиющая, и, конечно, издание не могло оставить ее без внимания. Малышу пришлось весь первый класс сидеть за партой с мамой или бабушкой.
Мама утверждает, что ее заставляли присутствовать в классе и следить за своим ребенком. Мол, это и стало причиной неуспеваемости сына, ведь он перестал что-либо делать самостоятельно. Более того, в школе им предложили перейти на очно-заочное обучение или вообще перевестись в другое учебное заведение. А во втором классе с октября и вовсе запретили ходить в школу. Так что же случилось на самом деле?

Совместное решение

Мы обратились к классному руководителю мальчика, педагогу с четырехлетним стажем Надежде Нестеревой.

«С первых дней учебы мальчик отличался неуправляемым поведением: сидел под партой во время урока, ходил по классу, никак не реагировал на замечания, кричал, мог выйти из кабинета. В общем, мешал учебному процессу. Я была вынуждена, бросив остальных 37 учеников, свое внимание уделять лишь одному. Поэтому договорилась с матерью, чтобы она присутствовала на уроках и присматривала за своим сыном. Женщина согласилась и приходила на занятия. Кстати, мальчик порой не слушался и маму с бабушкой», — сетует Надежда Михайловна.

Количество «неудобных» детей с каждым годом увеличивается. Они сами не умеют учиться и мешают работать остальным. 

Нельзя сказать, что педагог совсем ничего не предпринимала в попытке помочь первокласснику. Она даже сходила в детский сад, который посещал ее ученик, чтобы узнать, как там решали проблему, советовала маме обратиться в медико-педагогическую комиссию.
В итоге мама согласилась, и ребенок прошел вышеназванную комиссию, в результате чего был поставлен определенный диагноз, который по этическим соображениям мы не публикуем. В принципе с таким диагнозом ребенок может учиться в общеобразовательной школе, просто ему требуются более внимательный подход, индивидуальные занятия с логопедом и психологом.
Год прошел, но ученик так и не адаптировался к школе, не усвоил учебный материал. Тем не менее малыша перевели во второй класс. А осенью учительница повторила свою просьбу матери ходить на уроки вместе с ребенком…
Мама была против, в конце концов, сколько ей работать по полдня. Обратившись к директору, она услышала: «Подходите после того, как поправитесь, там и решим ваш вопрос» (В это время мальчик находился дома с растяжением связок на ноге). После этого женщина лично в школу уже не приходила, считая, что ознакомила руководство с ситуацией, и ограничилась телефонными звонками в администрацию. А через некоторое время, как снег на голову, вышла статья в газете.

Быть такого не может!

Светлана Горбатюк, директор школы № 15:

— Мы не имеем права не пускать ребенка в школу. Быть такого не может! Удивляет, что ко мне никто не обратился в течение прошлого учебного года. Никаких заявлений от мамы не поступало.
Возможно, сказались неопытность педагога, нехватка времени у мамы. Она ведь одна его воспитывает и понятно, что пропадает на работе. Но если бы родительница обратилась к нам вовремя, мы бы, конечно, решили проблему.

Наталья Степанова, начальник отдела мониторинга и качества образования Управления образования Якутска: «Существует шесть форм организации учебной деятельности: очная, очно-заочная, заочная, домашняя, семейная и самообразование. Выбор может сделать только родитель или законный представитель ребенка».

В конце концов, у нас есть психолог, социальный педагог. В школе учатся разные дети, но вместе с родителями всегда находим выход из положения.
Что касается перехода на очно-заочное обучение, то такое решение могло быть принято только после повторного прохождения медико-педагогической комиссии.
На днях ребенок прошел повторное обследование в городской психолого-медико-педагогической комиссии, которая все-таки рекомендовала обучение по специальной индивидуальной программе.
— А для этого необходимо личное заявление мамы. Но пока его нет, — сказала заместитель директора по воспитательной работе Ярослава Ноговицына. — В данное время мальчик учится в своем классе под наблюдением социального педагога, с ним также ведет занятия психолог.

Любая форма обучения возможна

В вышеупомянутой газете был дан комментарий специалиста Управления образования Якутска, что очно-заочная форма обучения неприемлема для учеников начальных классов, что, как оказалось, не соответствует действительности.

Наталья Степанова, начальник отдела мониторинга и качества образования Управления образования Якутска:

— Существует шесть форм организации учебной деятельности: очная, очно-заочная, заочная, домашняя, семейная и самообразование. Администрация школы не вправе навязывать родителям какую бы то ни было форму обучения. Выбор может сделать только родитель или законный представитель ребенка. При этом в Законе «Об образовании» России не сказано, что какая-то из форм не может применяться в начальном звене. Другое дело, у нас в городе еще не было прецедентов перехода на другую форму обучения, кроме очной, детьми из начальной школы.
Но если родители желают, это их право, они вполне могут воспользоваться им. Тем более если считают, что ребенок по-другому не может осилить учебную программу.
Заочная форма обычно практикуется в вечерних школах, при самообразовании и семейной форме учебный процесс организовывают родители, а домашнее образование возможно только по состоянию здоровья и рекомендации врачей.

Новая старая проблема

Татьяна Сабарайкина, психолог:

— Проблема не нова. Действительно, таких малышей становится все больше и в классе, где 38 учеников, обязательно найдутся один-два таких малыша.
В первую очередь родители должны понимать: готов ли их ребенок к школе? Обычно адаптационный период длится полгода. Дальше дети привыкают к режиму, понимают требования учителя, усваивают пройденный материал.
Если вы замечаете трудности в учебе, значит нужно заниматься с ребенком дополнительно. При хорошем физическом и психическом развитии ученик должен усваивать то, что изучает в школе.

*  *  *

В данном случае утверждать, что виновата только школа, нельзя. Почему мама в течение целого года не обращалась в администрацию? Ведь ситуацию можно было разрешить практически сразу и на месте. Но женщина не нашла иного выхода, как через год пойти в газету и таким образом постараться повлиять на руководство школы.
К сожалению, многие родители перекладывают ответственность за воспитание ребенка на учителя. А в итоге страдают дети.
Конечно, можно говорить и о недостаточном опыте молодого учителя. Она впервые столкнулась с таким ребенком, требующим повышенного внимания, и не смогла правильно скорректировать его поведение.

В советских школах практиковалось наставничество, когда опытные педагоги помогали молодым коллегам справляться с трудностями. Жаль, что сейчас подобное — редкость.

Проблема есть, и каждый решает ее по-разному. Кто как может. Год от года, по словам специалистов, растет количество детей с гиперактивностью. Специальные расследования показали, что СДВГ является самой серьезной причиной трудностей в обучении и нарушения поведения. Хотя все это исправимо при слаженной работе специалистов и, конечно же, родителей.
Факт остается фактом, количество «неудобных» детей с каждым годом увеличивается. Они сами не умеют учиться и мешают работать остальным. А учителя остаются один на один с проблемами таких учеников. А если учесть, что классы еще и переполнены, то внимания учителя не всегда хватает на всех.
Такая ситуация может повториться в любой школе. Ведь инклюзивное образование не может быть построено в одночасье, это долгий процесс, требующий сил и времени. Конечно, конфликт научил многому всех его участников. Возможно, теперь они станут добрее, терпимее друг к другу.

«Якутия», 30 ноября 2017 г.

30.11.2017
3
1
 1432
Матрена Кондратьева

Матрена КондратьеваСмотреть все записи

редактор раздела "Образование"

Мама троих детей, в жизни и в профессии во главу угла ставит вечные ценности – человеческие отношения, семейный очаг. Главная тема журналистских работ – образование.

Окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Многие годы работала в детской республиканской газете «Юность Севера», была выпускающим редактором газеты «Учительский вестник».

В «Якутии» с 2013 года.

Похожие записи

1 комментарий

  1. Татьяна Билера:

    0

    0

    Дочке поставили сдвг сразу после рождения. Это действительно тяжело, но надо набраться терпения и стать для ребёнка не только родителем, но и другом. Ерунда, что такие дети не обучаемы, или их невозможно воспитать. Все возможно. А учиться способны очень даже хорошо. Проблема с вниманием огромная, но научить концентрироваться тоже можно. Такие детки не удобны, вы совершенно правы. Но грамотный педагог (у нас первый учитель просто сказка) подберёт ключик.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.