Внутренние потребности

С чем связаны большие надежды на малый бизнес

На прошлой неделе во Владивостоке прошел Восточный Экономический Форум — 2017 г., на котором в том числе активно обсуждался вопрос инвестиционной привлекательности дальневосточных регионов России. В рамках обсуждения темы рассматривались различные рейтинги, показатели и экспертные оценки с привязками к конкретному субъекту РФ, и наша республика не стала исключением. Рейтинги, конечно, дело хорошее, особенно для тех, кто их составляет. Однако при этом нельзя всё «грести под одну гребенку», забывая о том, что каждый регион имеет свои особенности.

Понимая, что денег в федеральном бюджете тоже не так уж и много, учитывая кризисные явления и снижение доходов при растущих расходах, спасибо центру и за эту поддержку.

В этом плане Якутия, в сравнении как с другими субъектами российского Дальнего Востока, так и России в целом, безусловно имеет свои плюсы и минусы. В плюсах: достаточно выгодное географическое положение, наличие всех необходимых институтов развития в регионе (Технопарк, ТОСЭР, Венчурная компания, Корпорация развития, различные инкубаторы для предпринимателей, Министерство инвестиционного развития и предпринимательства и т.д., и т.п.) и, конечно, основной плюс — это весомые запасы различных полезных ископаемых, в том числе уникальных.

Из минусов: отсутствие необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры. Учитывая, что Республика Саха (Якутия) — практически 1/5 нашей страны, это основная проблема не только для местного населения. Крупные промышленные компании, считая экономику своих проектов по открытию производства в Якутии, главную проблему видят именно в этом.

Кроме того, у нас относительно небольшое количество местных жителей в сравнении с другими регионами и низкая плотность населения на квадратный километр. А это, соответственно, небольшой внутренний потребительский рынок. Данное обстоятельство также важно для крупных предприятий, прорабатывающих вопросы возможного размещения своих промышленных подразделений на территории Якутии. Ведь производимую продукцию нужно куда-то сбывать, и если внутренний рынок не может поглотить всё, то излишки нужно вывозить за его пределы. При этом — наши огромные расстояния и большие расценки на перевозку (в том числе в силу климатических особенностей – арктическое топливо, автозимники, поздно вскрывающиеся и рано замерзающие водные пути и т.д. и т.п.) не всегда позволяют это делать для получения нужного уровня рентабельности предприятием.

У государства лишних денег нет, и неясно пока, когда они вообще появятся в необходимых объемах. Остается либо просто «ждать у моря погоды» или идти другим путем, развивая малый и средний бизнес.

В итоге на рынке за пределами республики вывозимая продукция не всегда может конкурировать по цене с аналогичной продукцией из других регионов. Она становится невостребованной, и предприятие, производящее ее, в итоге придется закрыть как убыточное. Исключение из этого правила может быть, только если наш товар будет уникален и востребован на внешнем рынке по предлагаемой нами цене, учитывающей все затраты.

Так что улучшение инвестиционного климата в регионе дело — непростое и затратное. При этом, понимая, что строительство дорог, мостов и линий электропередач с подстанциями дало бы существенный толчок в развитии региона, нет возможности сделать этот прорыв сейчас за счет только республиканского бюджета. Для грандиозных строек, требующих десятки, а то и сотни миллиардов рублей, без помощи федерального бюджета Якутии не обойтись. Это нужно понимать. Благодаря активной позиции и работе Главы республики Е.А. Борисова вопросы финансирования строительства инфраструктуры для промышленных проектов в Республике Саха (Якутия) со стороны федерального бюджета решаются. Но сегодня это носит точечный характер, без массового строительства инфраструктуры. В любом случае, понимая, что денег в федеральном бюджете тоже не так уж и много, учитывая кризисные явления и снижение доходов при растущих расходах, спасибо центру и за эту поддержку.

В общем, если по-простому – у государства лишних денег нет, и неясно пока, когда они вообще появятся в необходимых объемах. Остается либо просто «ждать у моря погоды» или идти другим путем, развивая малый и средний бизнес.

Почему не крупный? Ведь у нас хорошие запасы полезных ископаемых, добыча, переработка и реализация которых принесет хороший доход региону. Республика могла бы создать свою большую государственную угольную или, скажем, нефтяную компанию, почему не создает? Ответ на этот вопрос прост – все опять упирается в деньги, а точнее в их количество. Для создания крупной госкомпании и суммы нужны не малые. На геологоразведку (даже если месторождение открыто, все равно нужно проводить его доразведку), на обустройство месторождения (закупка оборудования, техники, строительство зданий/сооружений и т.д.), ну и, конечно, на инфраструктуру (подъездные пути, ЛЭП, подстанции, причалы и т.п.).

Сосредоточиться на развитии… бизнеса, выпускающего необходимый объем продукции, востребованный на внутреннем рынке без излишков, чтобы в дальнейшем не нести дополнительные затраты на их транспортировку за пределы региона.

В общем, не один десяток миллиардов понадобится, чтоб воплотить такую идею в жизнь. Нужно понимать, что суммы эти придется давать из бюджета республики, чтобы в итоге получить государственную компанию.

При таких условиях, наверное, каждый поймет, что при существующем дефиците бюджета лучше направить средства на «социалку» (выплаты зарплат бюджетникам, строительство и укомплектование оборудованием школ, больниц, спортивных комплексов и т.д., и т.п.), а для реализации больших промышленных проектов лучше привлекать в республику крупных инвесторов.

В данной экономической ситуации лучше сосредоточиться на поддержке и развитии малого и среднего бизнеса. Бизнеса, который будет в большинстве своем направлен на обеспечение внутреннего спроса в регионе, закрытие потребностей населения и работающих предприятий. Бизнеса, выпускающего необходимый объем продукции, востребованный на внутреннем рынке без излишков, чтобы в дальнейшем не нести дополнительные затраты на их транспортировку за пределы региона.

Именно поэтому Правительством Республики Саха (Якутия) был обозначен курс на поддержку местной промышленности под знаком «Сделано в Якутии». В первую очередь это продукция сельского хозяйства (здесь упор нужно сделать не только на увеличение надоев и увеличение поголовья, но и на переработку), легкая промышленность, производство строительных материалов, ювелирная и гранильная промышленность, компьютерные технологии, развитие рынка услуг и т.п.

Прежде всего нужно обеспечить востребованной продукцией жителей Якутии по приемлемым ценам, вытеснив с рынка завозную продукцию. Это позволит перенаправить денежные потоки и оставить их внутри республики, создав новые рабочие места, источники налоговых поступлений.

Ни для кого не секрет, что основа экономики развитых стран — это именно малый и средний бизнес. При этом нужно его поддерживать, особенно на начальном этапе. Именно поэтому ведется работа по снижению административных барьеров, налоговой нагрузки, количества излишних проверок надзорных органов. Не так давно, благодаря совместной работе правительств дальневосточных регионов с федеральным центром, решился вопрос о снижении в Якутии стоимости электроэнергии для предприятий практически в два раза. Сегодня поддержка предприятий Якутии и местного производства ставится Главой республики как одна из ключевых задач. Для это создаются все необходимые условия: налажен конструктивный диалог власти и бизнеса, пересматриваются государственные программы, готовятся новые кадры, создан и ждет своего наполнения Фонд местного производства – как источник кредитования местных проектов под приемлемые процентные ставки, и это только начало. Все понимают, что развитие местной промышленности является ключом к ускоренному развитию региона и росту благосостояния его жителей.

фото: ЯСИА.

13.09.2017
2
0
 566
Андрей Панов

Андрей ПановСмотреть все записи

Родился в Якутске. Окончил Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет в 1998 г., позже получил еще два высших образования. Несколько лет работал в подразделениях «АЛРОСА» в Мирном, в 2012-2013 гг. – первым заместителем главы по ЖКХ, земельным и имущественным отношениям администрации г. Мирный. С 2013 г. – министр промышленности РС(Я). С декабря 2016г. – министр промышленности и геологии РС(Я).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

20 + 6 =