Главная » Культура » «Царь-птица»: в ожидании премьеры,

«Царь-птица»: в ожидании премьеры,

или Как снять на фотокамеру фильм, потрясший Московский кинофестиваль

Завтра, 19 сентября, в прокат выходит фильм Эдуарда Новикова «Тойон кыыл» («Царь-птица»). Гран-при Московского международного кинофестиваля, приз «За лучшую художественность» на фестивале в Монреале (Канада), впереди — участие на кинофестивалях в Торонто и Германии. А по мнению президента Гильдии киноведов и критиков России Кирилла Разлогова, якутская картина была достойна и выдвижения на «Оскара». Обидно, что российский оскаровский комитет решил иначе, но главное — «Царь-птица» начала свой высокий полет по всему миру.

Долгая дорога к фильму

Всего этого могло и не быть. Сценарист Семен Ермолаев‑Сиэн Екер вынашивал идею фильма почти четверть века — рассказ Василия Яковлева «Со мною состарившаяся лиственница» запал ему в душу еще во время учебы во ВГИКе, но в те годы подобный фильм технически невозможно было снять. Потом прежнее руководство «Сахафильма» дало от ворот поворот, считая этот проект бесперспективным, и лишь когда оно сменилось Семен Ермолаев с режиссером Эдуардом Новиковым смогли приступить к съемкам.

Ищите дерево

В ходе работы над своей предыдущей лентой — байопиком «Айыы Уола» режиссер выезжал к месту гнездовья орла — присматривался к натуре.

Потом уже с оператором Семеном Аманатовым долго искали подходящую локацию на родине автора рассказа, в Чурапче, а нашли в Хангаласском улусе по наводке режиссера, педагога и краеведа Прокопия Ноговицына.

— Дело было в лиственнице, — рассказывает Семен Аманатов. — Мы и не думали, что будем так долго искать алаас с большим деревом.

«Киногеничная» местность

Позже выяснилось, что именно в тех местах в середине 1980‑х Алексей Романов снял свой фильм «Мааппа».

Но алаас, разумеется, нужно было «обживать» с нуля, в чем большую помощь киношникам оказала администрация Улахан-Анского наслега.

Поселившись в доме работников местной фермы, съемочная группа каждый день выезжала к своей лиственнице, возле которой быстро возвели юрту главных героев и все хозяйственные постройки.

Из племенного питомника привезли трех коров.

Ох, нелегкая это работа…

Коровы были якутские, а вот упрямство у них — поистине ослиное. С фермы на место съемок доставлять их приходилось буквально с боем.

Инженер по комплектации кинооборудования Айтал Никитин на себе испытал, насколько нелегкая это работа.

По сценарию одно из животных хозяин забивает в жертву орлу — так вот «жертва» упиралась столь отчаянно, что веревку, привязанную к ее рогам, пришлось закрепить на машине и в прямом смысле слова отбуксировать «актрису» на съемочную площадку. А на месте «забоя» на глазах у нее появились самые настоящие слезы! Зато отснявшись, она рванула на базу с такой прытью, что за ней никто угнаться не мог.

Со снегом у нас напряженка

К слову сказать, буксировать на место съемок приходилось не только коров, но и автобус с группой — он то увязал в подтаявшем снегу, то опасно скользил, и приходилось звать на выручку трактор.

Все зимние сцены снимались весной, но артистам в их куценькой по роли одежонке пришлось изрядно померзнуть.

А во со снегом была беда — он таял, едва успев «засветиться» в кадре, и все свободные от работы члены группы бегали с носилками туда-сюда, восполняя недостачу.

Зато зима получилась настоящая. В Москве фестивальная публика поразилась сумраку на экране. Но якуты в старину переживали самое суровое время года при свете лучины, камелька и свечей из нутряного жира, так что цветовое решение было верным.

Тумара из «холодного района»

А главного героя — орла снимали в Киргизии, в Тонском районе, близ Иссык-Куля. Кстати, название района происходит от слова «тон», «тонг», что и по-киргизски, и по-якутски означает «холодный, мерзлый».

Хозяина гордой птицы помог найти главный художник Театра Олонхо Михаил Егоров.

Беркутчи Талгар Шайбыров — постоянный участник Всемирных игр кочевников, где ему доводилось и побеждать вместе со своей Тумарой (да, это не он, а она).
Тумаре на момент съемок было 12 лет, и беркутчи говорил, что по достижении определенного возраста этих птиц принято отпускать на волю.
Кроме Тумары, у него был ястреб и еще какой-то пернатый хищник, и все они жили в «предбаннике» просторного каменного дома Талгара.
Хозяина своего Тумара слушалась беспрекословно, так что проблем никаких не возникло — за 10 дней отсняли все нужные сцены и вернулись домой.

На что способен фотоаппарат

А потом началось самое трудное, и это был вовсе не монтаж.

Дело в том, что фильм за неимением камеры снимали… фотоаппаратом Sony Alpha 7 S II в режиме видео, и понятно, что качество кадров оставляло желать лучшего, особенно в части цветокоррекции.

Доведением отснятого материала «до ума» занимался Павел Адамов из студии «Пространство», а это работа долгая, муторная и поистине ювелирная, зато на результат не стыдно было смотреть даже на большом экране.

Но, конечно, если бы все изначально снималось на камеру, таких проблем не возникло бы.

Что там с техникой?

Сейчас на «Сахафильме» с техническим оснащением стало получше — специально для съемок эпопеи о Тыгыне Дархане приобрели современное кинооборудование, но оно морально устаревает через каждые 3–4 года. Разовым финансированием от случая к случаю не обойдешься, процесс обновления и усовершенствования должен быть регулярным и планомерным.

Сложность еще в том, что все оборудование — импортное, а значит, дорогое.

«У нас свой путь»

Якутские кинематографисты — народ неприхотливый, работают с тем, что есть. Только публика, воспитанная на мировых блокбастерах, привыкла к качественной «картинке», на мякине ее не проведешь.

— По части спецэффектов за Западом не угнаться, — размышляет Семен Аманатов. — Но у нас свой путь. Вспомним хотя бы наших предков — сколько испытаний они преодолели, чтобы выжить, пустить на этой земле крепкие корни. Нам есть о чем рассказать миру, что показать, поэтому и упор надо делать на содержании фильмов, на драматургии.

И о техническом оснащении не забывать, конечно.

Продолжение следует

К слову сказать, с Семеном Александровичем мы поговорили после его возвращения из Булунского района со съемок нового фильма. В нем задействован заслуженный артист РС (Я) Степан Петров, сыгравший главную роль в «Царь-птице», а в качестве режиссера дебютировала Любовь Борисова, работавшая с Эдуардом Новиковым и на «Айыы Уола», и на «Тойон кыыл». Но это тема для будущих публикаций.

А пока — ждем премьеры «Царь-птицы»!

«Якутия», 13.09.2018

18.09.2018
0
0
 1051
Кюннэй Еремеева

Кюннэй ЕремееваСмотреть все записи

Окончила филологический факультет ЯГУ. Журналист, писатель, переводчик и большой знаток культуры. Ее статьи отличаются писательским размахом, глубиной и безупречным стилем.
Сборник повестей «Сын тундры», изданный медиа-холдингом «Якутия», удостоен диплома Дальневосточной выставки-ярмарки «Печатный двор-2017» в номинации «Детская книга».

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

три × 1 =