Трудно школе кочевать

Главные проблемы: слишком много требований и мало денег

Наталья СИТНИКОВА рассказывает об уникальном проекте «Кочевая школа» и проблемах, осложняющих его реализацию. Идея таких школ – сохранить традиционный уклад жизни малочисленных народов, национальную культуру и язык.

Верните школу!

Почему закрылась кочевая школа «Нутендли» в Нижнеколымском районе? История, возможно, простая, но наглядно демонстрирующая реалии. Сперва контролирующие органы потребовали отдельного здания, потом автоматической пожарной сигнализации. Затем рекомендовали установку котла в пристрое, а после пришли с новым требованием построить котельную в 50 метрах от балка. В результате люди плюнули и закрыли учебное заведение.  Думаю, открыли ее в другом месте, подальше от надзора. Школа-то нужна.

Вопрос лицензирования образовательной деятельности в кочевых условиях стоит остро. В тундре или тайге нет закрепленного земельного участка, как нет и возможности получить положительные заключения органов пожарного и санитарного надзора. Вот поэтому-то, наверное, стоит исключить требования о земельном участке и здании школы при организации обучения в кочевых условиях.

На одном из мероприятий съезда оленеводов, недавно прошедшего в Якутске, его делегаты, знакомые со сложностями учебной деятельности в местах кочевий, обозначили ряд проблем. Это обеспечение медицинского обслуживания, организация питания в кочевых школах и летних лагерях. Чтобы ребенок мог уехать в кочевье с родственниками, теперь нужно оформить документ о временной опеке. И если раньше был популярным летний труд и отдых в лагере при общине, в стаде или на рыболовной стоянке, то теперь необходимо преодолеть такие трудности правового характера, что никто не хочет с этим связываться и в итоге… детей просто увозят без оформления какого-либо статуса. А это означает, что и без финансовой поддержки.

 

Помощь матери

Матери, кочующие с оленеводческими бригадами, зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель, могут получить субсидию, правда, только за уход и присмотр. А ведь женщины могли бы получать субсидии и за образовательные услуги. Так, они могли бы обучать всех детишек эвенскому языку, нанять еще одного воспитателя из числа мам-чумработниц. Но наша система пока может только возмещать понесенные расходы. Так что о том, как помочь организовать оплачиваемое дошкольное образование в кочевье, нужно еще думать.

 

Зарплата кочевых учителей

Какой она должна быть? Пока это решает конкретный директор базовой школы, так как система оплаты труда определяется учреждением самостоятельно. Вроде приняли закон о кочевой школе, определили нормативы в три раза больше на одного ученика, чем в обычной школе. Но есть несколько школ, где зарплата определяется еще «ученико-часами», и никак не сдвинуть их с этой логики оплаты. То есть отсутствия всякой логики. Можно ведь установить соответствующий оклад, учитывающий кочевой характер работы в сложных условиях. Пусть будут две системы оплаты труда в одной школе, как это сделали в Оленекском и Момском улусах, но никак не получается в Кобяйском.

Взрослые люди тоже хотят изучать родной язык. Кто бы их обучал в стадах или культурных центрах? В школу ходить им неудобно. А кто будет платить в таком случае учителям?

 

Первая таежная

Реально кочевых учебных организаций у нас немного. Есть малокомплектные таежные школы в родовых общинах, кочевые филиалы больших школ с численностью детей от одного до двадцати. Они выезжают ранней весной и возвращаются из кочевий поздней осенью. Есть учителя, которые кочуют со своими семьями или родственниками и обучают детей родному языку, умению жить в тундре или тайге. Некоторых можно назвать гувернерами, так как они занимаются не только со своими детьми.

Одна из наиболее известных — кочевая при Харыйалахской средней школе Оленекского района. Они первые во всех начинаниях. Ноутбуки с солнечными батареями были у них, электронная почта с заданиями – у них, мобильный модуль с туалетом – у них! И даже Андрей Фурсенко, будучи министром образования и науки Российской Федерации, тоже был у них.

 

Образовательный бренд Якутии

За сотни лет северными народами создана уникальная цивилизация с опытом выживания в экстремальных условиях. Мы прошли путь сбора детей в интернаты. Вероятно, эта система и привела к тому, что подрастающее поколение перестало понимать родителей, не желало больше возвращаться в тайгу или тундру. Отцы семейств оседали рядом с женами и детьми. Это была государственная политика внедрения оседлой жизни для коренных малочисленных народов. В 90-е годы отдельные руководители в Анабарском, Оленекском, Момском районах разрешили создавать небольшие «кочевые школы» в отдаленных участках, там, где олени находились большую часть времени, или подыскивали место для «балка» поближе к кочующим стадам или местам охоты и рыбалки. Это было реализацией опыта красных чумов начала советского периода. Идея — в сохранении работников для производства. Кочевая школа была нужна для семей. Там, где они открывались, должно было увеличиваться и поголовье оленей.

Мы давно пришли к пониманию, что традиционный уклад жизни исчезает вместе с внедрением всеобщего образования в обычных школах, исчезают язык и культура, происходит ассимиляция народов. Вот почему кочевые школы стали образовательным брендом Якутии, пусть они развиваются дальше.

Иногда я думаю, а почему наши табунщики-коневоды живут без семей в тайге? Многие так и не обзаводятся семьями. Могли бы жены последовать за ними и жить там, обучая детей через Интернет или становясь тьюторами для них.

 

СПРАВКА

Начиная с 2007 года в Якутии в сотрудничестве с Бюро ЮНЕСКО в Москве реализован уникальный проект «Кочевая школа». Норвегия одной из первых поддержала его. Опыт развития кочевых школ Якутии был представлен на II Конгрессе оленеводов мира в Норвегии.

В настоящее время на территории арктических и северных районов функционирует 101 организация общего образования с численностью обучающихся более 11 тысяч человек.

 

Опыт Ямала

А между тем так же, как в Якутии, в Ямало-Ненецком автономном округе достаточно большое количество коренных малочисленных народов ведет кочевой либо полукочевой образ жизни. Основной вид их деятельности — охота, рыболовство, оленеводство. Постоянное передвижение оленеводов за оленями, смена местоположения стойбищ не позволяют детям в этих семьях получать образовательные услуги, в первую очередь дошкольного образования и предшкольной подготовки, по причине отдаленности детских садов от традиционных мест кочевья.

На Ямале долгие годы существует практика проживания детей в школах-интернатах, они не только сохранились с советского периода, но и стали центрами общего и дополнительного образования. Причем хорошего качества.

Вместе с тем здесь пришли к пониманию, что существует ряд противоречий между общегосударственной системой образования и традиционной культурой коренных народов. Дети из числа кочующих коренных малочисленных народов Севера плохо адаптируются к школьной жизни, а отсутствие дошкольного образования и предшкольной подготовки и, как следствие, неуспешность в обучении, отрицательно влияют на психическое и физическое здоровье ребенка.

С другой сроки начала и окончания учебного года не учитывают специфику природно-климатических условий и традиционного уклада жизни народов Севера. Поэтому интернатная система образования округа в последние годы реформируется. Сейчас уже установлено, что учеба в начальных классах может быть организована в местах их кочевий.

Кроме того, постановлением Правительства ЯНАО определен повышающий коэффициент за разъездной характер работы педагогическим работникам, обучающим детей, ведущих кочевой образ жизни.

На Ямале принято примерное положение, регламентирующее на уровне региона организацию учебно-воспитательного процесса для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, через создание структурных подразделений, филиалов, групп кратковременного пребывания детей в местах кочевий или организации работы выездных педагогов.

Проект «Кочевая школа Ямала» реализуется школами-интернатами, которые являются центрами образовательных округов, охватывающих всю прилегающую территорию, на которой проживают коренные малочисленные народы Севера.

В 2015/2016 учебном году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа предоставляют образование в местах кочевий 15 образовательных организаций: 10 детских садов, 5 школ.

Вариантов оказания образовательной услуги может быть несколько. Например, полустационарные кочевые школы, занятия в которых могут посещать дети оленеводов, проживающих на стойбищах вблизи поселения.

Другой способ – передвижной филиал образовательного учреждения, который будет следовать с места на место вместе с семьями рыбаков или оленеводов.

Кочующая школа с кочующим учителем – еще одна возможность для детей оленеводов получить знания. Может использоваться в том случае, если семьи кочевников проживают на очень большом расстоянии от каких-либо населенных пунктов.

Проект «Кочевая школа» стал образовательным брендом Ямала и активно поддерживается местным населением, как оленеводами, так и органами управления.

 

14.04.2017
0
0
 1179

Внештатный авторСмотреть все записи

Интернет-газета «Якутия» открыта к сотрудничеству. Вам есть что сказать, вы готовы предложить тему, достойную внимания аудитории и обсуждения в обществе? Предлагайте!

Также на сайте публикуются наиболее интересные письма читателей «Якутии».

Похожие записи

3 комментария

  1. Наталья:

    0

    0

    Матрена, фотография красивая. Дети на празднике оленеводов. В кочевье будет иная картинка. Как раз обсуждаем предложения в федеральное законодательство для сокращения препон для развития кочевых дошкольных групп и школ. Будем рады получить конкретные предложения, можно написать какие барьеры имеются на пути оленеводов.
    Сегодня встретилась с главой (аниджей) юкагирского поселения Риммой Гавриловной. Она заинтересовалась проектом партнерства детского сада и кочевых семей. Но для того, чтобы участвовать в этом проект, нужно зарегистрироваться предпринимателем. Это практически нереально для семьи оленеводов, которые и в село то редко заезжают.

  2. Матрена Кондратьева:

    0

    0

    Какие пути предлагает Римма Гаврилова? Она тоже может поделиться своим мнением. С радостью опубликуем.

  3. Аноним:

    0

    0

    Ей понравилось, что можно оформить кочевников как разновозрастную группу при дошкольном учреждении. Только хмурила брови, когда говорила, что родовых общин и стад — три. Значит нужно три ставки, а кто же это разрешит? И сперва надо поговорить с детским садиком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.