Главная » Культура » Стена непонимания

Стена непонимания

Страсти вокруг творения Adno

Стена бывшей Новоапостольской церкви, расписанная художником Андреем Adno, развела горожан по разные стороны баррикад. Кто-то видит на ней лицо человека, кто-то — презервативы с прокладками. Страсти разгорелись такие, что «проснулись» даже те, кто поначалу отнесся к модерновому арт-объекту индифферентно.

А что же думает обо всем этом главный архитектор Якутска Ирина Алексеева?

— Во‑первых, внешний облик здания конечно же зависит от его функции. Изначально это был частный объект, и бывшие собственники Новоапостольской церкви давно продали здание. Мы благодарны нынешнему собственнику Дмитрию Протопопову, который прислушался к советам по функционалу и вместо первых предложений по реконструкции под торговый центр, затем под оздоровительный комплекс, поддержал идею ребят с креативного кластера «Компас». Сейчас там оборудованы спортивный клуб «SPORTBAZA» и творческая платформа «Пространство». То есть по сути это отличное начало развития креативного сектора экономики!

Что касается названного вами арт-объекта, то его автор Андрей Adno – обладатель самой престижной в мире премии по технологии дополненной реальности, сопоставимой с «Оскаром» в киноиндустрии. Он был приглашен на конференцию «Города и люди. Коммуникация и цифровизация» и в рамках старта Биеннале современного искусства расписал стену кластера за два дня, причем совершенно бесплатно — на средства президентского гранта были только закуплены краски и оплачены услуги подъемника.

Почему мы выбрали именно эту площадку и не обратились к местным художникам? Решение о выборе мурала (живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях — прим. авт.) Андрея Adno как первого объекта Биеннале было принято оргкомитетом в поддержку начинаний арт-кластера. Ведь именно яркое уличное искусство как ничто другое подчеркивает характер креативного кластера.

Что до участия местных художников… Старт сбора заявок на арт-объекты с перечнем площадок в городе, где мы планируем их реализовать, был объявлен еще в начале мая и более того — продлен до 9 июля. Заявок, к сожалению до сих пор мало. Нашим художникам для создания аналогичного по площади арт-объекта в среднем нужно не меньше месяца.

Теперь о спорах вокруг этого объекта. Хорошо, что к нему столько внимания, но я полагаю — объектам городской среды нужна прежде всего профессиональная оценка. Подчеркиваю — профессиональная. Объекты искусства должны оценивать искусствоведы и люди, имеющие компетенции в этой области. Мы с пониманием относимся к конструктивной критике и анализируем эмоции жителей города. Но как сказала куратор Биеннале Сабина Чагина: «Искусство далеко не равноценно «украшательству» быта, оно пробуждает воображение и сознание, меняет среду вокруг, учит смотреть на привычные вещи с разных сторон, анализировать, принимать новое и «иное», двигаться навстречу переменам».

А вот мнение архитектора Василия Оконешникова, по чьему проекту в свое время была построена Новоапостольская церковь:

— За границей я видел разрисованные подобным образом стены, заборы. Но заборы — это одно, а стены домов — совсем другое. К тому же здание строилось как культовое, и это изображение там не к месту. Вот забор или трубы теплотрассы с монотонной поверхностью так можно было бы оживить.

Наталья Федорова, методист по музейно-образовательной деятельности НХМ РС(Я):

— Мы недавно с коллегами это обсуждали. Конечно, жители нашего города к такому искусству все-таки еще не готовы, они мыслят предметно, а это беспредметное искусство, к нему нельзя сразу привыкнуть.

Новое всегда вызывает кривотолки: вспомним хотя бы, как в свое время наших знаменитых графиков Мунхалова, Карамзина, Васильева вызывали в обком «на ковер». А Андрей Адно, кстати, был поражен, что город на краю Ойкумены в художественном плане развивается очень активно, там ведь думают, что мы тут, на севере диком, совсем застыли и отстали от жизни.

«Якутия», 5.07.2018 г.

11.07.2018
0
0
 676
Кюннэй Еремеева

Кюннэй ЕремееваСмотреть все записи

Окончила филологический факультет ЯГУ. Журналист, писатель, переводчик и большой знаток культуры. Ее статьи отличаются писательским размахом, глубиной и безупречным стилем.
Сборник повестей «Сын тундры», изданный медиа-холдингом «Якутия», удостоен диплома Дальневосточной выставки-ярмарки «Печатный двор-2017» в номинации «Детская книга».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

два × один =