Главная » Здоровье » Спасительная телемедицина

Спасительная телемедицина

Врачи РБ№2 круглосуточно консультируют районы

Когда в улусах случаются крупные ДТП или экстремальные ситуации, врачи Республиканской больницы №2 – Центра экстренной медицинской помощи, спускаясь в Телемедицинский центр, думают в первую очередь о… качестве интернет-связи. Лишь бы она была хорошей! Таким образом, в Якутии от скорости интернета зачастую может зависеть человеческая жизнь.

Немного романтики

В жизни так и происходит. Опытнейшие врачи помогают пациентам, находящимся в самых отдаленных уголках республики. В экстренных случаях они даже руководят улусными коллегами, проводящими сложные операции.

Бывает и такое, что пострадавший, к примеру, в ДТП человек может оказаться нетранспортабельным. Хуже того, может быть так, что нет времени ждать бригаду санавиации. В таких случаях спасает телемедицина.

Воображая столь героические картины, я летела на дежурство в телемедицинский центр, чтобы увидеть воочию, как он помогает врачам из районов в реальной жизни…

Труднее всего общаться по випнету с северными районными больницами, где качество интернета оставляет желать лучшего.

Разгулявшаяся фантазия рисовала огромный, напичканный всевозможными медицинскими гаджетами центр с огромным дисплеем посередине, гениями в белых халатах, сидящими за пультами управления, как в «Играх Эндера».

Но меня привели к скромной дверце, за которой скрывался обычный кабинет со среднестатистическими столами, компьютерами, телефоном и изобилием бумаг. Меня встретили трое: заведующая, техник и медсестра. Спустившись с небес на землю, начинаю свое наблюдение.

Круглосуточно в любое время года

Об истории телемедицины в Якутии вкратце рассказала заведующая телемедицинским центром Ирина Прокопьева:

— В нашей больнице в 2009 году была открыта ставка врача, занимающегося телемедициной. Тогда он числился в организационно-методическом отделе, но подобные консультации проводились в больнице задолго до этого.

В 2010 году заработал телемедицинский центр. До недавнего времени он функционировал по семь часов каждый будний день. И вот с 15 января 2018 года наш центр стал работать круглосуточно, включая выходные и праздничные дни.

В центре пять медсестер, которые посменно организуют телемедицинскую помощь для всей Якутии. Они принимают заявки, оформляют их и доводят до врачей из разных отделений, которые могут проконсультировать своих коллег из районов. В среднем в сутки обрабатывается 20 заявок. В прошлом году, для сравнения, удовлетворялось 7-8 требований в день.

В центре пять медсестер, которые посменно организуют телемедицинскую помощь для всей Якутии. Они принимают заявки, оформляют их и доводят до врачей из разных отделений, которые могут проконсультировать своих коллег из районов.

 

Отрезать или подождать?

Пока мы разговариваем с заведующей, медсестра Татьяна Иванова раскладывает на специальной тумбочке карточки пациентов. Випнет позволяет обмениваться электронными документами, присылать снимки, анализы и фотографии.

В это время техник Степан Анисимов налаживает связь с отделением хирургии Намской районной больницы. Предстоит плановая консультация с хирургами РБ №2, которые уже пятый день вместе с сельскими коллегами наблюдают за гнойными ранами на ноге пациентки с сахарным диабетом. Как оказалось, они решают вопрос об ампутации: отрезать или сохранить конечность?

Когда все уже готово, врач из второй хирургии Андрей Филиппов начинает сеанс. Мы видим в мониторы взволнованного молодого намского врача. Он вкратце рассказал историю пациентки. Столичный хирург осмотрел присланные фотографии и отметил положительную динамику после употребления прописанной мази. Рекомендовал продолжить лечение и вынес вердикт: в ампутации необходимости нет.

«Слава создателю!» — после этих слов по ту и эту сторону монитора все заметно повеселели. Врачи переживают за благоприятный исход не меньше самих пациентов.

Сложный перелом

После каждой телемедицинской консультации доктора печатают рекомендации. Бюрократических норм здесь довольно много. Документов для одного выхода на связь требуется собрать немало: выписка из карты пациента, его подписанное согласие на телемедицинскую консультацию, заявление от больницы… Эти документы хранятся в течение года.

Врачи на расстоянии помогают пациентам, находящимся в самых отдаленных уголках республики. В экстренных случаях они руководят улусными коллегами, проводящими сложные операции.

Травматолог Намской ЦРБ Андриан Никитин справляется о втором хирургическом случае: сложном переломе тазобедренной кости. Он обращался к своим коллегам и ранее, с просьбой приехать на операцию в Намцы, поскольку больной не может быть транспортирован без ущерба для здоровья.

Андрей Васильевич рекомендовал готовить пациента к операции послезавтра и согласился, что операцию лучше делать на месте.

Северные помехи

Труднее всего общаться по випнету с северными районными больницами, где качество интернета оставляет желать лучшего. А ведь им-то как раз и нужны телемедицинские консультации, поскольку находятся они далеко, санавиация не всегда доступна.

В Батагайской больнице компьютер с випнетом, как оказалось, подняли на второй этаж, в палату. Чем выше, тем связь лучше.

Молодой врач Анастасия Петровна созвонилась со своими коллегами, чтобы скорректировать лечение 67-летней пациентки с открытым переломом. Ей сделали операцию.

Прилетали врачи из Якутска, оперировали, прописали лечение. А противогангренозных лекарств в больнице нет. Нет даже в самой богатой аптеке Верхоянского улуса! Что делать?

Врачи РБ№2 осмотрели послеоперационные раны пациентки. Интернет зависал, но медики терпеливо ждали и все-таки сделали необходимые назначения. Очевидно, на Севере имеются перебои не только с интернетом, но и с лекарствами.

После удара

Немало заявок поступает неврологам регионального сердечно-сосудистого центра. В день моего визита такой запрос поступил из первичного центра в селе Майя.

Связь с Мегино-Кангаласским улусом практически идеальная. Консультировать тяжелый случай предстояло заведующей неврологическим отделением Эржене Тырышкиной.

Телемедицина позволяет не только экономить на санавиации, спасать жизни, но также помогает врачам найти оптимальное решение в самых сложных ситуациях.

Улусные неврологи рассказали, что несколько дней ведут пациентку из Усть-Алданского района, которую тяжелый удар поверг в кому. Транспортировка в первичный сосудистый центр помогла спасти пациентке жизнь. Но после стволового инсульта вернуть человеку способность ходить, говорить очень сложно.

Эржена Васильевна, глядя на снимки, все же предположила, что частично способность двигаться к ней вернется. Прописала лечение и оставила под наблюдением.

Выходим на Москву

Вот и все, что мне удалось увидеть за два с половиной часа дежурства в телемедицинском центре. Остались еще заявки к кардиологам. Периодически поступали новые, медсестра Татьяна несколько раз поднимала трубку телефона.

Телемедицинская связь работает и в обратном направлении, то есть когда наши врачи выходят не на улусы, а на светил медицины из Москвы или Санкт-Петербурга, Новосибирска и других крупных городов.

Так, к примеру, удалось спасти работницу одной крупной компании, которой на производстве придавило ноги, пришлось их ампутировать. Сначала телемедицинская связь помогла оказать первичную помощь в районной больнице, стабилизировать на протяжении трех месяцев состояние пострадавшей для перевозки. А потом она же помогла связаться с врачами из института Склифосовского и провести спасительную операцию. Сейчас женщина находится в Москве, где так же отчаянно борются за ее жизнь. Худшее позади.

Выводы можно сделать однозначные. Телемедицина позволяет не только экономить на санавиации, спасать жизни, но также помогает врачам найти оптимальное решение в самых сложных ситуациях. А они в таких климатических условиях бывают непростыми.

— Мы очень радуемся, когда нашим врачам удается спасти кому-то жизнь, — говорят сотрудники телемедицинского центра. – Чувствуешь себя непосредственным участником этого спасения, видишь в мониторе радостные лица коллег из районов… Нужно использовать все достижения цивилизации для медицины.

Думается, что это только начало. А в будущем… Поживем – увидим!

«Якутия», 11.05.2018 (PDF здесь)

 

14.05.2018
1
0
 1059
Мария Павлова

Мария ПавловаСмотреть все записи

Мастер репортажа, досконально знает тему здравоохранения, не боится сложных историй и проблемных тем.

Окончила филологический факультет ЯГУ им. М.К. Аммосова. Работала в газетах "Юность Севера", "Ил Тумэн".

В «Якутии» с 2003 года.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

2 + семнадцать =