podpiska
Главная » Общество » Шлагбаумы убрать нельзя оставить

Шлагбаумы убрать нельзя оставить

По дороге Витим - Ленск

На перекрёстке дорог «Сургутнефтегаза» и «Транснефти» сразу два КПП: двойной досмотр автотранспорта, двойная проверка документов.

На днях из Ленского района вернулся журналистский десант, выезд которого на пресс-конференции 16 января инициировал глава республики Егор Борисов. Поводом послужил «хлебный скандал» в Витиме, когда машину местного предпринимателя, выпекающего хлеб, не пропустили на КПП «Сургутнефтегаза» без оплаты.
Выехав на место, журналисты пытались выяснить: действительно ли в настоящее время существует проблема проезда населения по частным дорогам компаний-недропользователей либо все это происки местных коммерсантов, не желающих платить?

Кому по автобану, кому — по зимнику

Расстояние от Ленска по технологической дороге «Транснефти» вдоль нефтепровода ВСТО до развилки, ведущей на дорогу Витим — Талаканское НГКМ, составляет 240 километров. Ехать одно удовольствие, никаких колдобин и ухабов, сотрясений головного мозга и внутренностей, как, например, во время движения по зимнику. Напротив, можно подремать, почитать — автобан, не иначе.
Спустя четыре часа безмятежного пути – развилка. Перекресток с 76-м километром дороги ОАО «Сургутнефтегаз» Витим – Талаканское НГКМ. 115-километровая асфальтированная трасса.

Дорога вдоль нефтепровода ВСТО: кому «проезд», а кому — настоящий зимний «автобан».

На развилке одна из веток ведет на Талакан, а другая собственно в п. Витим. Здесь сразу два КПП – «Транснефти» и «Сургутнефтегаза». Двойной досмотр автотранспорта, двойная проверка документов, однако все это компенсируется тем, что дальше можно продолжить безмятежный путь без ухабов и колдобин. 76 километров по асфальту до Витима пролетают за окнами незаметно.
«И чем жители недовольны?» — закрадывается мысль.
Однако сомнение развеялось, когда по приезду депутат Витимского поссовета Михаил Амузинский рассказал о том, как «Транснефть» отказала в проезде по своей дороге пенсионеру, поехавшему доживать последние дни из Ленска в родное село Толон. Поколотившись сутки по зимнику, пенсионер скончался, едва доехав до малой родины. И таких примеров бездушия нефтепроводчиков у депутата накопилось предостаточно. «Отказывают без объяснения причин, а если начинаешь выяснять — бросают трубку. Я‑то у них точно в «черном списке», — пояснил Михаил Павлович.
В свою очередь коллега-журналист из Ленска поведал о том, как витимские школьники восемь часов добирались на Ёлку главы района по заметенному зимнику. И столько же обратно. «Транснефть» не дала добро на проезд школьного автобуса…
Наконец накануне приезда журналистского десанта охрана нефтепроводчиков завернула на КПП главу Ленского района Жумарта Абильманова, который направлялся на ежегодный отчет перед населением. Говоря об этом инциденте на встрече в Витиме 24 января, Жумарт Жакслыкович не преминул заметить, что «Транснефть» ведет себя непорядочно по отношению к жителям, и этот вопрос необходимо решать.
Что уж тут говорить о пенсионерах и детишках, если даже главе района отказали в проезде? Словом, первое впечатление от общения с населением Витима — проблема свободного передвижения существует. При этом к «Сургутнефтегазу» претензий нет, а вот к владельцам ВСТО есть.

«Транснефть» отказала в проезде по своей дороге пенсионеру. Поколотившись сутки по зимнику, пожилой человек скончался, едва доехав из Ленска в село Толон.

Несмотря на то, что «Транснефть» не устает говорить о беспроблемном заявительном порядке проезда для местных жителей по своей технологической дороге, как выяснилось, все же может отказать в нем без объяснения причин.

«И никто им не указ!»

Итак, как вы поняли, чтобы селянам относительно быстро (за 5 часов) и с комфортом доехать до жизненно важных больниц, учреждений и организаций Ленска, необходимо получить санкцию компетентных лиц «Сургутнефтегаза» (76 км пути до развилки) и «Транснефть-Востока» (240 км от развилки до райцентра). И если первые после событий 2015 года, о которых мы напомним ниже, охотно идут навстречу населению, то о вторых витимцы и пеледуйцы этого сказать не могут: «Уперлись в то, что никаких послаблений с проездом не будет, закрыли шлагбаумы, и никто им не указ!»

А что означает отказ «Транснефти» в проезде, если вы намереваетесь попасть в Ленск? Значит, по дороге «Сургутнефтегаза» ехать не имеет смысла даже с разрешением. Можно смело двигать на зимник Ленск — Пеледуй и трястись как минимум 8 часов.
Правда, дорога «сургутов» открывает нашим ленским селянам путь на зимник Мирный — Усть-Кут Иркутской области. И именно из Иркутской области фуры коммерсантов везут продукты и товары первой необходимости для земляков, продавая по приемлемым ценам. Не было бы этой логистической схемы и, на мой взгляд, цены в Витиме, Пеледуе и других населенных пунктах района, не имеющих круглогодичной транспортной схемы, взлетели бы до арктических.

«Сургуты» идут навстречу

«Сургутами» жители населенных пунктов Ленского района именуют собственно структурное подразделение ОАО «Сургутнефтегаз» в поселке Витим — НГДУ «Талаканнефть», его работников и вообще все, что связано с этой компанией. «Сургуты» построили… «Сургуты» сделали», — говорят в положительном тоне, и это неудивительно.
Так, на счету компании строительство новых автодорог и поддержание муниципальных, возведение школы на 700 мест, детсада на 240 и жилья для бюджетников в поселке Витим, аэропорта «Талакан», которым охотно пользуются жители района, и т. д. Из девятитысячного коллектива НГДУ «Талаканнефть» почти две тысячи работников — местные. Наконец организация, работающая в Якутии с 2004 года, является крупнейшим после АК «АЛРОСА» налогоплательщиком. В среднем в год компания уплачивает около 16 миллиардов рублей налоговых отчислений. Словом, вклад компании в социально-экономическое развитие района очевиден.

К «хлебному» скандалу, произошедшему в середине декабря, ни одна из компаний-недропользователей и вовсе не причастна. Причина — внутрипоселковые распри.

«После событий 2015 года легковые автомобили с номерами 14‑го региона проезжают по трассе Витим — Талакан без проблем, правда, с регистрацией и досмотром, — свидетельствует Михаил Амузинский. — Исчезли у охраны «Сургутнефтегаза» «черные списки» и тот же Валерий Лейкин проезжает свободно, чему не перестает удивляться. После истории с Лейкиным и пикетами жителей компания не встала в позу, а напротив, сделала шаг навстречу жителям».

«Хлебный» скандал

В ходе бесед с населением удалось выяснить, что к «хлебному» скандалу, произошедшему в середине декабря, ни одна из компаний-недропользователей и вовсе не причастна. Причина — внутрипоселковые распри.

Виктор Миронов: «Если предприниматель везет товары первой необходимости, никаких квот на проезд быть не должно!»

Напомним, грузовик с мукой предпринимателя Виктора Миронова, единственного в Витиме занимающегося выпечкой хлеба, охрана «сургутов» отказалась пропускать бесплатно. Дело в том, что данный автомобиль глава поселка Виктор Ни не включил в списки беспошлинного проезда. Да, существует такая система, составляемая главой поселка: есть машина в списке — есть бесплатный проезд, нет машины в списке — нет бесплатного проезда.

От редакции: После этой публикации читатели активно комментировали цены на хлеб в Витиме (смотрите ниже). Автор репортажа обещал предъявить фото. Сказано – сделано, посмотрите «Сколько стоит хлеб в Витиме?»

Будучи в сильном расстройстве, Миронов сначала поднял цену на свой хлеб до 70 рублей, а затем и вовсе заявил, что сворачивает производство по причине нерентабельности. Правда, вскоре он успокоился, вернул прежнюю цену 37–38 рублей за батон, но неприятный осадок у него в душе остался.
«На протяжении ряда лет в Витиме сложилась непонятная ситуация, — признается Виктор Иванович. — Это система «санкционирования» главой поселка бесплатных проездов по дороге «Сургутнефтегаза» для предпринимателей. Создается впечатление, что Виктор Ни составляет списки на свое усмотрение. Спрашивается, на основании какого нормативного акта он это делает? На основании какого документа он установил каждому предпринимателю по два бесплатных проезда? Почему два, а не один или 25?»
В ответ на эти обвинения Виктор Ни объяснил, что, мол, это не его прихоть и правила сообща устанавливали.
«Я неоднократно собирал предпринимателей, и всех такая система устраивала, — сказал Виктор Павлович. — Остановились на том, что два рейса в месяц на каждого достаточно. Составляются списки с указанием автотранспорта, данных водителей и т. д. Мной эти списки визируются и отправляются на согласование в «Сургутнефтегаз». В данном случае у семьи предпринимателей Мироновых сразу несколько направлений деятельности, в том числе ООО «Гриф», занимающееся винно-водочной продукцией. Машина, которую не пропустили бесплатно, шла по документам «Грифа».

«Сургутнефтегаз»: «Для жителей проезд свободный!»

На встрече с витимской общественностью 24 января заместитель генерального директора ОАО «Сургутнефтегаз» Александр Оглы обозначил позицию компании.
Прежде всего он напомнил, что автодорога Витим — Талаканское НГКМ строилась за счет средств «Сургутнефтегаза» для собственных нужд и является его собственностью, на содержание которой ежегодно тратятся деньги. Во‑вторых, дорога  не общего пользования и предназначена для обслуживания месторождений. В‑третьих, она расположена в зоне размещения опасных производственных объектов.
«Несмотря на это, руководством компании принято решение, что дорогой могут безвозмездно пользоваться все местные жители при предъявлении документов, — подчеркнул Александр Анатольевич. — Предприниматели также могут пользоваться этой дорогой без ограничений и без оплаты при условии перевозки товаров первой необходимости. Категории товаров определяются главами поселковых администраций, а вот про квоты в виде двух рейсов в месяц я впервые слышу. Мы никаких квот не устанавливали и никакой платы за проезд не взимаем, если речь идет о товарах первой необходимости — продуктах, лекарствах, социально значимых грузах для детских учреждений, больниц, школ.
Другое дело грузы коммерческого назначения, в том числе для сторонних компаний-недропользователей. В этом случае мы имеем право взымать плату. В среднем с грузового автомобиля до 15 тонн плата составляет 22 тысячи рублей в обе стороны. Она идет исключительно на содержание автодороги».

Не из области фантастики

Несмотря на то, что после очередного инцидента на КПП между компаниями-недропользователями, муниципалитетами и населением так или иначе достигается консенсус, проблема круглогодичного транспортного сообщения в Ленском районе остается по-прежнему актуальной. Проще говоря, район нуждается в своей общедоступной дороге, а не в зимнике, продолжительность «жизни» которого четыре месяца в году.

Строительство круглогодичной дороги при участии компаний-недропользователей на условиях ГЧП решило бы все проблемы.

В 2015‑м на мероприятиях разного уровня активно обсуждался вариант строительства круглогодичной дороги за счет республиканского и местного бюджетов и при участии компаний-недропользователей на условиях государственно-частного партнерства. Почему бы в обозримом будущем не вернуться к разработке данного варианта?
В этом случае было бы очевидно, в каком месте ставить запятую в заголовке.

В тему

История вопроса

3 февраля 2015 года предприниматель из п.Пеледуй Валерий Лейкин в течение нескольких часов перекрывал движение на КПП дороги Витим — Талакан, принадлежащей ОАО «Сургутнефтегаз», требуя беспрепятственного проезда. Впоследствии Лейкин получил условный срок за применение насилия в отношении представителя власти.
17 февраля 2015 года в Витиме на отчете правительства РС(Я) перед населением Лейкин предупредил о том, что в ближайшее время жители намерены провести пикетирование трассы. Большинство присутствовавших на отчете граждан его поддержали.
18 февраля 2015 года во время своего визита в Якутию полпред Президента по ДФО Юрий Трутнев заявил, что на Крайнем Севере нельзя экспериментировать с людьми и шлагбаумы необходимо убрать.
21 марта 2015 года автомобили жителей поселков перекрыли дорогу «Витим — Талаканское НКГМ». Пикетчики возмущались тем, что власти не решают вопрос беспрепятственного проезда населения по дорогам нефтегазовых компаний. Акция продлилась 12 часов.
15 июня 2015 года Ленский районный суд обязал администрацию района спроектировать и построить круглогодичную автомобильную дорогу, соединяющую город Ленск, поселки Пеледуй и села Толон и Инняли. Срок исполнения — пять лет.
В процессе тяжб муниципалы подсчитали, что обустройство одного километра дороги без асфальтового покрытия от Пеледуя до Ленска обошлось бы в 50 миллионов рублей. Учитывая почти 200‑километровую протяженность трассы, это 10 миллиардов рублей в ценах 2015 года. При этом годовой бюджет Ленского района составляет 2,5 миллиарда.

Фото: Алексей Рудых.

«Якутия», 1 февраля 2018 г.

01.02.2018
6
1
 3238
Алексей Рудых

Алексей РудыхСмотреть все записи

редактор раздела "Закон и право"
Виртуозно распутывает юридически сложные ситуации, рассказывает о них доходчиво и живо, сохраняя при этом объективность. Законодательство и право – его конек.
В «Якутии» с 2011 года.

Похожие записи

13 комментариев

  1. Аноним:

    0

    0

    Зимник Мирный — Усть-Кут был до появления «Сургутнефтегаза» По нему ездили бесплатно. Появился «Сургутнефтегаз» и стал за участок этой дороги брат деньги с коммерсантов.
    Про то что «Сургутнефтегаз» построил за свой счет дорогу, он ее построил на земле местного населения не спросив их. Так еще теперь устанавливает свои правила!!! Транснефть это вообще «Быдло», которое население не куда не ставит. Сургутнефтегаз хоть что то сделал для местного населения, а эти ни копейки не вложили. (все наверх идет). Вообще недропользователи творят что хотят здесь, причем по многим моментам население против. Но рука сверху все время им разрешает все!

  2. Алексей:

    0

    0

    Ну так об этом в материале и речь идет, господин Аноним.

  3. Аноним:

    0

    0

    Я уточнил, что дорога до появления «Сургутнефтегаза» была и она была бесплатная для всех! В статье нет этого, господин Алексей.

  4. Алексей:

    0

    0

    Самому мне по прежней дороге ездить не довелось, только по новой «сургутской», но от разных людей, незнакомых между собой, неоднократно слышал, что старая дорога и не дорога вовсе была, а скорее «направление».

  5. Олька:

    0

    0

    Интересно в каком магазине п.Витим вы видели хлеб за 37-38руб.Хлеб у нас стоит 47-48руб.

  6. Алексей:

    0

    0

    В магазине «Эталон», п.Витим, адрес не записывал: хлеб «Бурундук» — 37 руб, «Ржаной» -38.

  7. оратор:

    0

    0

    какая дорога? вы о чем? лет 15 назад поехал из Ленска в Витим, почти все время ехали по реке, местами поднимались на берег и ехали по бывшим делянам (первомайское или петровавловское называлось, не помню). Это реально было направление, а не дорога

  8. Алексей:

    0

    0

    Судя по описанию, вы ехали по зимнику Ленск-Пеледуй. Он и сейчас в нестабильном состоянии, впрочем, как и все зимники. К идеальным дорогам компаний СНГ и Т-нефть этот зимник никакого отношения не имеет.

  9. Оксана:

    0

    0

    Хлеб стоит 45-48 рублей. И это средняя стоимость булки

  10. Аноним:

    0

    0

    Получается, хозяин магазина специально для журналиста ценники поменял? Кто в Витиме, могут сами зайти в этот Эталон и спросить.

  11. Аноним:

    0

    0

    Действительно хлеб около 50! 37 р. давно нет таких цен!

  12. кот:

    0

    0

    хлеб 50р уже давно.

  13. Алексей:

    0

    0

    Вот зачем хозяину магазина, у которого своя пекарня, ценники на хлеб менять на время визита журналистов? Зачем пускать пыль в глаза, если все фотографировали? Завтра же зальем эту фотку от 24 января с ценниками по 37-38 руб.

Добавить комментарий для Алексей Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

20 − семь =