Сам себе контролер

Почему глав поселений контролируют… сами главы?

ФОТО: vseanekdotu.ru

 

Намедни посетил прошедший рамках I-го съезда депутатов представительных органов муниципальных образований РС(Я) семинар, посвященный роли народных избранников в эффективном управлении муниципальными финансами и имуществом.

Помимо известных тем о совершенствовании межбюджетных отношений, стратегического планирования, взаимодействия с другими уровнями власти, обсудили тему контрольных функций районных и сельских советов народных депутатов. Все бы ничего, да вот только без решения одной проблемы, связанной с, прямо скажем, взаимоисключающими обстоятельствами, о каком-то эффективном контроле над расходованием бюджетных средств и говорить не приходится.

Дело в том, что во многих небольших поселениях сложилась, на мой взгляд, абсолютно порочная практика, когда глава муниципального образования одновременно является председателем сельского совета депутатов. А теперь вопрос на засыпку: разве захочет глава инициировать проверку расходования бюджета поселения, которым по факту он (она) распоряжается самолично? Конечно, нет.

Хотя на самом деле контрольные функции – это одна из ключевых задач представительных органов власти любого уровня. Ведь голосуя за своих избранников, народ делегирует им эти полномочия.

Однако в реальной жизни все гораздо прозаичнее. Взять ту же историю с дорогущим мемориальным комплексом в селе Таас-Юрях (смотрите «Якутию» за 2 марта 2017 года).

Напомню, там глава задумала построить памятник об истории села. Дело, конечно, хорошее, но вот цена сего творения вызвала возмущение местных депутатов. По их данным, его сооружение обойдется в 21 миллион рублей. Это при том, что годовой бюджет улуса не превышает и 16 миллионов.

На все вопросы депутатов относительно проектно-сметной документации и прочих вещей глава ответила… гробовым молчанием. При этом никакого публичного рассмотрения проекта, как вы понимаете, не было и в помине.

Опять же инициировать какое-либо служебное расследование депутаты не в силах по одной причине: глава села занимает еще и кресло председателя сельсовета. Как говорится, приехали, даже не начав движение!

Между тем, как сказал на том же семинаре председатель Счетной палаты Якутии Егор Марков, в каждом поселении должен быть создан абсолютно независимый от сельсовета и главы контрольно-счетный орган. Но тут же у присутствующих возник вопрос: «А кто его будет содержать?» Ответ обескуражил: «Местный бюджет», который формируется, расходуется и, надо полагать, даже контролируется одним и тем же человеком.

…Недавно глава республики Егор Борисов заявил, что факты коррупции стали все больше проявляться именно на муниципальном уровне. Исходя из вышесказанного, почему-то не удивляюсь.

03.04.2017
10
0
 854
Федор Григорьев

Федор ГригорьевСмотреть все записи

Главный редактор газеты «Якутия»

Редактор раздела «Политика и экономика»
Универсальный журналист: в его исполнении одинаково увлекательны аналитика, спортивные репортажи, интервью и любые другие жанры. Однако основные его темы – экономика и политика.
Окончил филологический факультет ЯГУ им. М.К. Аммосова.
В «Якутии» с 1993 года. Возглавил редакцию в июне 2017-го.

Похожие записи

3 комментария

  1. Татьяна:

    1

    0

    Давайте расставим точки над и, и будем честны. Вы, как и опечаленные мун.демы путаете две функции — контроль и надзор. И контролирующих и надзорных органов предостаточно. Те же КСП — проводят аудиторские проверки, суть которых в выявлении нарушений. Но не наказаний за них. Наказаниями занимаются надзорники, и их предостаточно. Глава подконтролен депутатскому корпусу. Это 131-фз. Только депутаты привыкли очень однобоко это понимать. Глава предоставляет отчет населению и депутатам — это и есть контроль. Сами же депутаты забыли, что обязаны работать наравне с главами. Им больше контролировать нравится, это единственная функция которую они за собой оставили. И вот уже контроль над деятельностью главы они воспринимают, как надзорную функцию.
    Далее. Вас обескуражил ответ о местном бюджете? 131-фз и бюджетный кодекс РФ вам в помощь. Читайте внимательно и не обескураживайтесь. Или выражайте недовольство законодателю принимающему законы.
    «Опять же инициировать какое-либо служебное расследование депутаты не в силах по одной причине» — тыкните меня носом в статью закон, где прописано право депутатов инициировать служебное расследование в отношении кого-либо. Всё, на что они имеют право — депутатский запрос. Опять же, всё в рамках законов.
    Камешки в огород не автора, а депутатов, которые даже не интересуются, для чего они, какую функцию несут, и не усложняют свою жизнь чтением законов, а наделяют себя мифическими царственными полномочиями.

  2. автор:

    0

    0

    Так депутаты кучу запросов готовили и что? Тишина. Скажу честно, 131-й закон не штудировал, не юрист я, но что-то мне подсказывает, что контрольные функции депутатов — это одна из основ полномочий представительных органов власти.
    Что касается образованности депутатов муниципального уровня, то чего уж тут скрывать, большинство из них слабо представляют, чем и КАК они должны заниматься. Ведь это обычные труженики, охотники, трактористы, в лучшем случае учителя

  3. Татьяна:

    0

    0

    а всё потому что свою контрольную (и единственную, как вы и они полагаете) функцию, они исполняют слишком рьяно, пренебрегая законными полномочиями. Пару раз остудили пыл наших депутатов направив их запросы в прокуратуры, прокуратура сказала «не законно», ссылки на законы дала, по полочкам разложила. Депутаты обиделись и не поверили. Сами вы написали, что они хотели служебное расследование вести. Соответственно пренебрегая законами, они не получили ответов. Основная функция представительного органа- о, странность, и кто бы мог подумать — представлять народ! А для этого надо общаться с народом, работать, а это уже никому не интересно.
    И ещё — взялся за гуш — полюбопытствуй, за что ты берешься. Фантастика, но в 21 веке даже охотники и трактористы читать умеют. Скачал в инете нужный закон — прочитал. Но, это опять никому не интересно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

15 − 9 =