Главная » Культура » Рождение нового Человека в атмосфере ужаса

Рождение нового Человека в атмосфере ужаса

Все о фестивале «Сата-2018»

Как вчера помню завораживающую атмосферу первого республиканского театрального фестиваля «Сата», который прошел в Нюрбе в далеком 1993 году. Он был задуман организаторами как свободная площадка молодых талантов, ищущих свой путь, открывающих новые горизонты в творчестве.

Петр Андреев в спектакле «Папка».

 

Тогда удалось охватить все направления в Якутии. Пригласили народные театры, которые ставили кукольные спектакли и олонхо. Участвовали и молодые кинематографисты, смело заявившие о себе. Очень горжусь тем, что мое поколение в течение многих лет не устает от поисков нового, стремлений к вершинам творчества, до сих пор удивляет современностью и открывает новые имена.

Сейчас «Сата» не утерял главную идею первого фестиваля и является началом творческой зрелости молодых режиссеров, актеров, новаторских идей, удивительных открытий.

Сата – это камень, обладающий магической и волшебной силой, способный вызывать бурю, снег и дождь. Каждые два года участники едут сюда, чтобы зарядиться его энергетикой, его мощную силу чувствует каждый участник. А фестиваль обретает неповторимый дух, сплетенный из мыслей, времени и болевых точек нашей жизни.

Программа юбилейного 10-го фестиваля была насыщенной. Каждый день начинался с обсуждения прошедших спектаклей, в день просматривали по четыре постановки (всего 15 из 16 заявленных, в связи с трауром детский спектакль Нерюнгринского Театра актера и куклы был отменен). Работал режиссерский клуб. Прошли мастер-класс и дискуссия на тему «Театр Европы и театр Азии в XXI веке: пути развития. Точки соприкосновения и различия».

Радовало, что, несмотря на расстояния и финансовые затруднения, в этом году участвовали почти все театры Якутии. Появилось много интересных актеров, вдумчивых режиссеров. Отрадно и то, что молодежь ищет хорошую драматургию, некоторые режиссеры сами пробуют писать пьесу. Несмотря на тяжелую атмосферу в стране, связанную с трагедией в Кемерово, каждый день был интересным, плодотворным.

Главной темой фестиваля стали не смерть и жестокость, а рождение нового человека.

Хотя репертуар, на первый взгляд, пугал жестокостью, кровавым сюжетом. В «Ричард III» У. Шекспира белая стена, символизирующая чистоту души, в конце спектакля становится красной от крови. В постановке «Перед восходом солнца» С.Омоллоона – на глазах у зрителей истребляется целое африканское племя. «Страшная месть» Н.Гоголя – страх, вызванный не только сюжетом повести, а живыми куклами разного масштаба долго отпускал. «Три ночи» по повести Н.Гоголя «Вий» — мистический мир со всей его мощью с помощью визуальных эффектов сотряс весь театр. «Кровавая свадьба» Г.Лорки от начала до конца пропитана духом мести.

В спектакле «Человек» рождение человека показано в красивом пластическом решении в двух мирах, как в якутском мировоззрении: сначала в Верхнем, потом в Серединном.

 

Эти спектакли отражают весь ужас сегодняшней жизни. Но герои задыхались не от страха. В спектакле «Легкие» они страдают не только от экологически загрязненного воздуха, а от нехватки любви и человеческой теплоты. В начале постановки «Марба» персонажи испытывают нехватку воздуха, как только создалась семья. Только в конце понимаешь, что это совсем не про то, как маленький ребенок поперхнулся от стеклышка. По гениальной задумке режиссера Юрия Макарова зритель четко осознает, что мы задыхаемся, теряя родной язык. В финальной сцене, где еще не родившийся ребенок еле слышно читает до боли знакомое многим со школьных лет стихотворение «Төрөөбүт тыл» («Родная речь»), в горле встает комок, и ощущаешь невероятной силы сожаление от осознания, что с начала ХХ века свобода родного якутского языка стала подвергаться различного рода запретам, ограничениям.

В спектакле «Марба» картина родов почти реальная, с мучительно подробным показом от появления на свет головы новорожденного до перерезания пуповины.

 

Парадоксально, но главной темой фестиваля стали не смерть и жестокость, а рождение нового человека. В «Легких» герои хотят родить идеального во всех отношениях ребенка, духовно чистого и сильного, чтобы он спас человечество от существующих бед и катастроф. В спектакле «Марба» (а это была внеконкурсная премьера) картина родов почти реальная, с мучительно подробным показом от появления на свет головы новорожденного до перерезания пуповины. В спектакле «Человек» рождение человека показано в красивом пластическом решении в двух мирах, как в якутском мировоззрении: сначала в Верхнем, потом в Срединном.

Из всего увиденного становится понятно, о чем думают творческие люди, как воспринимают реальность.

Молодые режиссеры Маргарита Васильева, Малик Тойтонов откровенно и наивно рассказали зрителям о своем мироощущении. Они уловили суть медитативного театра Юрия Макарова. Мне не удалось посмотреть «Человека» вживую, пришлось наверстать упущенное посредством видео. Суть постановки в том, что современные саха теряют серебряные поводья (көхсүттэн тэһиинин) – связь с Верхним миром. Вместо этого ему при рождении надевается красный ошейник – символ соблазнов жизни. Потеря духовных ориентиров – самое страшное.

Из всего увиденного становится понятно, о чем думают творческие люди, как воспринимают реальность. В постановке «Спектакль» существует театр с говорящим названием «Коробка»: актер и режиссер носят форму заключенных. Режиссер рассуждает, где человек свободнее, в жизни или выдуманном им театре. Но граница между ними почти неуловима. В «Ричарде III» общество помещено в тесную комнату с белыми стенами. В «Человеке» пространство тоже разделено на две части, где основные мизансцены происходят перед ванной, которая превращается то люльку, то в адское озеро.

В спектакле «Человек» рождение человека показано в красивом пластическом решении в двух мирах, как в якутском мировоззрении: сначала в Верхнем, потом в Срединном.

 

В программе «Маска плюс» фестиваля «Золотая маска» молодые режиссеры России говорили о страхе, нависшем над нашей страной, в спектаклях «Смерть Тарелкина» А.Сухово-Кабылина, «Даниил Хармс. Маршрут №2», «Злачные пажити» А.Старобинец, «Колымские рассказы» В.Шаламова. Якутские же режиссеры ощутили загнанность человека, ограничение свободы. В «Легких» персонажи живут в укромном стерильном жилище, где на заднем фоне, как символ чистоты, выставлен белый экран. В кукольном спектакле «Страшная месть» стеклянный ящик воспринимается как вместилище бед и страданий. Герой «Папки» существует в замкнутом помещении в совершенно в безвыходной ситуации. Действие «Кровавой свадьбы» происходит в полутемном доме вдовы, где иногда зажигаются свечи, а любовная сцена освещается светом лампочной гирлянды. Героиня моноспектакля «Мой полет» испытывает тесноту четырех стен собственного дома, своего мирка.

«Страшная месть» Нерюнгринского Театра актера и куклы.

 

В Нюрбу были приглашены молодые критики: эксперт, арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка» Анна Банасюкевич из Москвы и редактор «Петербургского театрального журнала», модератор фестиваля «Пять вечеров» Оксана Кушляева из Санкт-Петербурга. Они много ездят по России, участвуют в различных лабораториях. Поэтому нам повезло — мы услышали, узнали больше о сегодняшнем театре России.

Приз вручает эксперт, арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка» Анна Банасюкевич.

 

Здесь выявилась тенденция развития новых направлений: пластический театр (спектакли «Человек», «Перед восходом солнца»), моноспектакль и визуальный театр, представленный режиссером Александром Титигировым. Кстати, заранее не планировалось, но так вышло, что были показаны четыре спектакля Александра разных театров. Когда-то в одном из фестивалей участвовали четыре-пять пьес драматурга Семена Ермолаева.

На фестивале были показаны четыре спектакля Александра Титигирова в постановке разных театров.

 

На мой взгляд, молодые показали себя готовыми продолжить начатое в 90-х годах содружество смелых, авангардных творческих людей, организовавших под руководством идейного вдохновителя Юрия Макарова свободную площадку для экспериментов и новых идей. Все спектакли были достойными. Интересный, содержательный фестиваль всегда рождает что-то новое. Таким и стал «Сата 2018».

Нюрбинский театр, как всегда, в авангарде. Спасибо ему за гостеприимство и, конечно, спасибо всем участникам, что подарили незабываемые дни.

Надежда ОСИПОВА

В номинации «Лучшая мужская роль» победил Малик Тойтонов — Демон в «Кровавой свадьбе».

 

Приз за лучшую женскую роль второго плана достался Вере Лазаревой (справа) за роль Невесты в спектакле «Кровавая свадьба».

 

Театральные критики Надежда Осипова, Аннна Банасюкевич, Оксана Кушляева, Ангелла Попова.

11.04.2018
0
0
 2364

Газета ЯкутияСмотреть все записи

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

один + одиннадцать =