Главная » Закон и право с Алексеем Рудых » Борт RA-89011: отложенная неисправность

Борт RA-89011: отложенная неисправность

Расследование авиаинцидента продолжается

Треть действующей ВПП-2 аэропорта Якутска – в состоянии реконструкции. ВПП-1 закрыта без всякой перспективы на ремонт еще в 80-е. Плохие метеоусловия, гололед, неисправность двигателя и, вероятно, ошибка диспетчера, передавшего экипажу неверные показания коэффициента сцепления. Вся эта цепочка «накладок» едва не привела к человеческим жертвам. В итоге по прошествии недели после ЧП в авиакомпании «Якутия» сменился гендиректор, а в строю остался лишь один исправный «Сухой» из пяти.

Напомним, в ночь на 10 октября при посадке в аэропорту столицы республики самолет «Сухой Суперджет-100» с бортовым номером RA-89011 авиакомпании «Якутия», выполнявший рейс 414 по маршруту Улан-Удэ – Якутск, выехал за пределы неотремонтированного участка взлетно-посадочной полосы.
При этом судно въехало в бетонный выступ высотой 40 сантиметров, образованный в месте, где граничат реконструированный и старый участки ВПП. Удар был такой силы, что обе задние стойки шасси подломились и самолет метров тридцать проскреб на гондолах двигателей и фюзеляже.

Во время эвакуации людей по надувному трапу из поврежденных баков хлестал керосин. Слава Богу, обошлось без пожара (хвала устойчивому к возгоранию авиакеросину!), иначе тяжких последствий было бы не избежать, ведь на борту в момент аварии находилось 87 пассажиров и пять членов экипажа.

Вердикт завода

«В соответствии с предварительными данными, причинами инцидента… стали внешние факторы. Производитель SSJ100 будет оказывать необходимое содействие в дальнейшем расследовании инцидента», — сообщила на своем сайте компания «Гражданские Самолеты Сухого» 10 октября.

Однако уже на следующий день появилась очередная информация, которая пролила свет на реальное техническое состояние борта RA-89011, а именно — деактивированный реверс, который при авиационном происшествии, по мнению «ГСС», не оказывал влияния на безопасность полета. Как это понимать? Цитируем:

«Эксплуатация SSJ100 в авиакомпании «Якутия» с отложенной неисправностью двигателя осуществлялась в полном соответствии с летной эксплуатационной документацией самолета, прошедшей весь необходимый объем сертификационных проверок и одобренной авиационными властями.

Деактивация реверсивного устройства двигателя согласно ограничениям перечня минимального состава оборудования основана на заключении об отсутствии влияния на безопасную эксплуатацию самолета…

Самолет, пусть и неисправный — ни при чем, а экипаж невиновен!

Имея информацию от наземных служб аэропорта о состоянии поверхности взлетно-посадочной полосы с коэффициентом сцепления более 0,4, экипаж самолета принял обоснованное решение о выполнении посадки с применением технологии, описанной в летной документации. Однако реальное состояние взлетно-посадочной полосы с почти в два раза меньшим коэффициентом сцепления требовало принятия отдельного решения о возможности выполнения посадки в таких условиях. Не обеспеченный такой информацией экипаж самолета не мог предотвратить выкатывание самолета…»

На наш взгляд, еще до завершения расследования компания «ГСС» вынесла свой, скажем так, вердикт: самолет, пусть и неисправный — ни при чем, а экипаж невиновен!

Проверки и расследования

Поскольку последнее сообщение об авиапроисшествии, в котором говорилось о том, что аэропорт работает в штатном режиме, а все ранее задержанные 25 рейсов выполнены, было обнародовано еще 11 октября, мы обратились в пресс-службу аэропорта за дополнительной информацией.

— Пока идет расследование, работают следователи Следственного комитета и представители МАК, никаких дополнительных комментариев с нашей стороны не будет, — сообщила пресс-секретарь Саргылана Сандар. — Только по факту завершения проверки мы выпустим соответствующее сообщение.

Местников ошибался

Из-за укороченной на треть единственной ВПП то одна, то другая авикомпания периодически встает в позу, мол, «не будем к вам летать, опасно». Однако это обстоятельство не мешает аэропорту «Якутск» входить в «десятки» лучших аэропортов страны, планеты и т.д. О чем неустанно твердил ныне находящийся под уголовным преследованием по факту получения взятки в особо крупном размере экс-гендиректор аэропорта Николай Местников.

Так, незадолго до своего ареста в начале июля он заявлял, что условия в главной воздушной гавани Якутии позволяют самолетам садиться в обычном режиме. Выходит, он ошибался.

Новый директор, последний «Сухой»

Через несколько дней после происшествия гендиректор авиакомпании «Якутия» Ольга Федорова написала заявление «по собственному». А уже 14 октября Совет директоров авиакомпании «Якутия» утвердил на должность руководителя Владимира Горбунова. Это бывший директор авиакомпании «Нордавиа», основатель лоукостеров «Добролет» и «Авианова» и вообще авиатор до мозга костей с двумя авиационными образованиями. И это не может не радовать. Правда, наследство Владимиру Павловичу досталось незавидное. Особенно печально обстоят дела с парком среднемагистральных лайнеров.

Как сообщила «Якутии» пресс-секретарь авиакомпании Надежда Томская, на сегодняшний день лишь один самолет «SSJ-100» из пяти исправен и выполняет рейсы. Три «Сухих» находятся в ожидании ремонта двигателей, причем двум судам необходима замена обоих двигателей. Ну, а получивший серьезные повреждения 10 октября самолет с бортовым номером 89011, отбуксированный к ангару инженерно-технической службы для оценки технического состояния, вероятно, будет списан.

Спасти АК «Якутия»!

Новый гендиректор АК «Якутия» Владимир Горбунов.

На ВПП-2, где 10 октября произошла авария с самолетом, необходимо до холодов сделать пандус. Новый гендиректор АК «Якутия» Владимир Горбунов приступил к обязанностям. Росавиацию попросят дать 90 дней для устранения ранее выявленных в авиакомпании нарушений.

Об этом на вчерашнем брифинге с участием министра транспорта и дорожного хозяйства республики Александра Тарасова.
«В конце октября ремонтные работы на ВПП-2 будут приостановлены и возобновятся в мае следующего года, — подчеркнул Александр Евгеньевич. — Однако до морозов надо успеть сделать пандус, который бы «сглаживал» 40-сантиметровый перепад уровней нового и старого участков полосы. Это необходимо, чтобы не допустить повторения происшествия.

Что касается расследования, то сейчас работает комиссия МАК, и поэтому предварительных результатов никто не озвучит. Самолет, насколько я могу судить, восстановлению не подлежит: слишком много повреждений».

Отметим, что на вопрос журналиста газеты «Якутия» о том, рассматривается ли вопрос о реконструкции ВПП-1, Тарасов ответил отрицательно.
По информации министра, новый руководитель АК «Якутия» Владимир Горбунов уже приступил к обязанностям. Так, он посетил завод «Гражданские Самолеты Сухого», чтобы договориться об ускорении процесса приобретения двигателей для трех вынужденно простаивающих в компании самолетов «SSJ-100».

Кроме того, Горбунов посетил Конструкторское бюро Ильюшина. Цель визита – ознакомление с самолетом «Ил-114», который, возможно, придет на смену «Ан-24» и «Ан-26».
«Мы собираемся пригласить это КБ в Якутск для презентации «Ил-114». Присматриваемся к этому самолету. Необходимо выяснить, чтобы не наступить на те же грабли, как в случае с «Бомбардье», пригоден ли этот лайнер для эксплуатации в наших северных условиях?» — отметил Тарасов.

По его словам, Владимиру Горбунову поставлена задача любой ценой сохранить АК «Якутия» и ее летно-технический персонал.

По поводу смены руководства в авиакомпании министр обмолвился, что это «решение назревало давно в связи с неудовлетворительным финансовым состоянием, а последней каплей стало авиапроисшествие». Кроме того, накануне этого ЧП комиссия Росавиации проверяла АК «Якутия» на предмет авиационной безопасности и выявила ряд нарушений.

«Претензии ведомства серьезные, — отметил Тарасов. — Сейчас мы добиваемся, чтобы компанию простили, дали возможность устранить все выявленные нарушения и работать дальше. Просим у Росавиации на это 90 дней».

«Якутия», 18.10.2018 г.

18.10.2018
2
0
 401
Алексей Рудых

Алексей РудыхСмотреть все записи

редактор раздела "Закон и право"
Виртуозно распутывает юридически сложные ситуации, рассказывает о них доходчиво и живо, сохраняя при этом объективность. Законодательство и право – его конек.
В «Якутии» с 2011 года.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

5 × три =