podpiska
Главная » Образование » Попасть в десятку лучших

Попасть в десятку лучших

К Дню учителя!

Перед российским образованием стоит задача — стать конкуренто-способным и попасть в десятку ведущих стран мира по качеству школьного образования. Педагогам есть о чем задуматься.

Судя по многочисленным международным исследованиям, качество начального образования в нашей стране традиционно сильное, а вот про среднее так уже не скажешь.
Показатели учеников среднего возраста по многим пунктам исследования PISA, на который так любят ссылаться учителя, пока ниже среднего.

СПРАВКА
PISA — Международная программа по оценке образовательных достижений школьников.

Новые цели ставят и новые задачи. Это совершенно другие методы обучения и воспитания, другие образовательные технологии, подготовка учителей по цифровым технологиям, которые будут активно внедряться. Самые большие усилия направят на среднее и старшее звено, где сейчас меняются образовательные стандарты. Теперь школы должны быть ориентированы на проектную деятельность, цифровые компетенции, онлайн-образование. Кстати, последний пункт при наших расстояниях — отличное решение проблемы.

Чтобы выбиться в лидеры международного образования, нужны хорошие учителя, настоящие профессионалы. Хороший учитель, пожалуй, главный признак, по которому мы определяем школу. Всем известны метания родителей первоклассников перед школой в былые годы, пока не внедрили прикрепление по территориальному признаку. Все шли на учителя. Неважно, в каком образовательном учреждении будет учиться ребенок, главное, чтобы педагог был профессионалом. Но как определить, хороший он или плохой, трудно сказать. Для самих учителей это одни качества, для родителей — другие. У учеников — свои приоритеты.

Единого стандарта или шаблона нет. Прежде всего хороший учитель — это интересный, высокообразованный человек с отличной харизмой и творческой жилкой, воспитывающий думающих, нестандартно мыслящих, активных, неравнодушных детей.

В общем, дело ученика — учиться, а учителя — учить. А как — уже другой вопрос.

С праздником, учителя!

P. S. В рамках проекта федерального бюджета кабинет министров предложил в 2019 году проиндексировать зарплату учителям на шесть процентов. Есть к чему стремиться!

Надежда Спиридонова, преподаватель истории, обществоведения, правоведения, Юрюнг-Хаинская СОШ:
— В свое время я поехала в Анабарский улус с расчётом на программу по обеспечению жильем педагогических работников сельских школ арктических и северных улусов. По этой программе для молодых преподавателей, отработавших пять лет, выделялось жильё в любом выбранном населенном пункте. Половину оплаты за квартиру брали на себя республиканский бюджет и Министерство строительства, вторую половину — мы сами. Квартиру в Якутске мы приобрели в 2016 году. Но из своей школы в Юрюнг-Хае я не уехала: во‑первых, здесь я вышла замуж, а во‑вторых, мне тут очень нравится.

На Север за квартирой

В 2018 году государственную поддержку по улучшению жилищных условий получат 30 учителей. Все они выполнили условия контракта.

Проект «Учителя Арктики» разработан совместно с экспертами ЮНЕСКО. Прежде всего он направлен на обеспечение школ кадрами, владеющими инновационными педагогическими технологиями. Кроме того, в рамках проекта существует программа по обеспечению жильем учителей арктических улусов. Так, молодые педагоги, заключившие договор о работе сроком на пять лет, получают социальные выплаты для приобретения жилья в размере 50% от стоимости однокомнатной квартиры.

С 2010 года по 2017 годы на работу в арктические и северные улусы были направлены 210 молодых педагогов, из них 174, успешно выполнив условия договора, получили государственную поддержку в размере более 1 млн. рублей и смогли улучшить жилищные условия.

Как отмечают в Министерстве образования и науки республики, более 50% участников программы продолжают работу в школах Севера и Арктики, что можно назвать отличным социальным эффектом.

Кроме того, продолжается адресная помощь на компенсацию части расходов по уплате разницы процентов учителям общеобразовательных организаций — участников подпрограммы «Ипотечное кредитование молодых учителей». Так, в этом году ее получат более 200 преподавателей.

Аламжи Будаев.

Универсальные педагоги

В школах Якутии их не хватает. В основном педагогов по иностранным языкам, русскому языку и литературе, математике, а также учителей начальных классов.

По данным Минобрнауки, на сегодня в образовательных учреждениях Якутии еще остаются свободными 675 вакансий учителей, воспитателей, психологов.

Эксперты утверждают, педагогические вузы выпускают достаточное количество специалистов. Вот только не все идут в школы.

В Педагогическом институте, где среди прочих готовят учителей начальных классов и технологии, в последние годы ситуация в корне изменилась. По словам исполняющего обязанности директора института Михаила Прокопьева, педагогические профессии стали востребованными, и конкурс на учителя начальных классов доходит до семи человек на место, как это было нынче.

В Алданском районе 78% педагогических кадров – работники старше 50 лет.

Так, в этом году из 237 выпускников отделения начального образования и начального дополнительного образования окончили 59 человек. Тридцать из них уже трудятся в школах республики.

— Кто-то продолжил учебу в магистратуре, кто-то ушел в декретный отпуск. В принципе, желающих работать по специальности хватает. Но проблема остается. Не все наши выпускники готовы выехать в отдаленные улусы, — говорит директор.

Арктика уже не манит

Около двадцати свободных вакансий в Верхоянском улусе. Там в основном не хватает учителей английского языка и математики.

— Если к нам раньше приезжали по договору, чтобы отработать здесь пять лет и получить субсидию на жилье, то с нынешнего года из-за экономических трудностей программу приостановили. А кто к нам добровольно приедет? У нас своя специфика — далеко, тяжелые бытовые условия, практически нет благоустроенного жилья. Где-то есть дома с центральным отоплением, а где-то нужно топить печку, — разъясняет начальник Верхоянского управления образования Наталья Климовская. — Молодым специалистам приходится арендовать жилье, а на компенсацию расходов у нас не предусмотрено финансирование.

Но потихоньку и тут ситуация меняется. По словам Натальи Афанасьевны, местная администрация начала возводить жилье для работников бюджетной сферы. Так, в Батагае планируют построить общежитие для учителей и врачей. Авось кто приедет?

Нет жилья — нет специалиста

Если с северным улусом все понятно, то в сравнительно благополучном Алдане с удобной транспортной логистикой, благоустроенным жильем ситуация тоже не из лучших. Там свыше тридцати свободных вакансий.

— У нас не хватает узких специалистов. Условно говоря, если я географ по специальности, то биологию на уровне преподавать все равно не смогу. Вот директор и ищет биолога. Есть учебный план, и задача директора учебного заведения выполнить его. Наши специалисты всегда активно участвуют в педагогических ярмарках, плотно работают с Центром занятости, но проблема остается. К нам не хотят ехать, — говорит начальник Управления образования Алданского района Елена Хрущ.

14 268 учителей обучают 143 617 учеников республики.

По ее словам, 78% педагогических кадров — работники старше 50 лет. И это тоже проблема района, так в скором времени детей и учить-то некому будет.

— В районе детей мало, в этом году у нас всего 200 выпускников. В каждой параллели по одному классу. Например, в Алданской гимназии у учителя химии всего 8–9 часов нагрузки. Кто придет работать на такую ставку? Вот директора и стараются найти выход за счет совместителей, — сетует начальник.

Получается, учителю нужно быть универсальным солдатом. Если что, быть на подхвате и уметь заменить любого предметника. По крайней мере, близкого по профилю.

Кроме того, в районе есть проблемы с жильем. Не все школы предоставляют его, нужно арендовать самим, что при небольшой зарплате из-за минимальной нагрузки существенно бьет по карману.

Был ли в вашей жизни учитель с большой буквы?

Петр ГОГОЛЕВ, спикер Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я):

— В свое время я закончил в селе Борогонцы Мюрюнскую восьмилетнюю школу. Двери первого класса передо мной открыла Анна Николаевна Окоемова.
Учителей в моей жизни было много, но по сей день в моей памяти она благодаря доброму характеру и отношению к нам, детям. Благодарен ей за первые школьные знания и за то, что открыла интерес к истории, литературе, языкам.

Туяра АЛЕКСЕЕВА, внучка народного учителя М. А. Алексеева, выпускница Корейского института передовых технологий:

— Мой главный учитель — моя мама Дария Михайловна Алексеева. Она поддерживает все мои начинания. Даже когда я захотела учиться за границей, она безоговорочно была на моей стороне. Прошли годы, и я получила диплом магистра по инновационному стратегическому менеджменту.

Я не единственный ребенок в семье: у меня еще старший брат.

Феликс РОМАНОВ, депутат Якутской городской думы:

— Я попал в класс, где классным руководителем была Марина Владимировна Росоветская.

Благодаря ей я получил на ЕГЭ по русскому языку 93 балла и поступил в Дальневосточный федеральный университет на специальность «инженер-механик». Такую планку мне задала Марина Владимировна.

Диана АНСИМОВА, ученица 10 класса Городской классической гимназии:

— Четыре года назад я перешла в гимназию из школы № 21 г. Якутска, где в начальных классах меня учила Марина Витальевна Куклина. Говорят, профессия учителя неблагодарная. С этой фразой я бы поспорила. Личность, на которого ты бы хотел равняться, тянуться до его уровня, есть у каждого.

Юлия ХОДУЛОВА

«Якутия», 4 октября 2018 г.

05.10.2018
0
0
 510
Матрена Кондратьева

Матрена КондратьеваСмотреть все записи

Мама троих детей, в жизни и в профессии во главу угла ставит вечные ценности – человеческие отношения, семейный очаг. Главная тема журналистских работ – образование.

Окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Многие годы работала в детской республиканской газете «Юность Севера», была выпускающим редактором газеты «Учительский вестник».

В «Якутии» с 2013 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

2 × четыре =