Главная » Закон и право с Алексеем Рудых » Полтонны нефтеотбросов в реку

Полтонны нефтеотбросов в реку

Кто ответит за разлив в столичном речпорту?

На фоне разрушительных последствий паводка и смены руководителя региона известие о том, что в реку Лену в районе Якутского речного порта попало полтонны отходов нефтепродуктов из разрезанного судна «Нефтесборщик‑504» — не вызвало широкого резонанса среди якутской общественности. Между тем ущерб природе очевиден, возбуждено уголовное дело, виновному в загрязнении грозит крупный штраф.

Нечего сказать?

Когда мы выехали на место загрязнения на улицу 2‑я Пристанская, каких-либо речных судов (разрезанных либо невредимых) в затоне, граничащем с городским судовым каналом, не наблюдалось. Однако тут и там виднелись следы преступления: почерневшая растительность, загрязненная береговая линия, едва заметная нефтяная пленка на воде.

— Я по эксплуатации флота, а не по эксплуатации хлама, поэтому никаких комментариев давать не буду!

 Из расположенного рядом здания вышел человек, оказавшийся генеральным директором ООО СК «Якутск» Сергеем Парнищевым. Видимо, его заинтересовало, кто это ходит по владениям компании и фотографирует. Буквально накануне автор этих строк пытался взять комментарий у Сергея Геннадьевича в офисе на ул. Новопор-товская, 1, однако тот, напрямую не отказываясь, от общения с прессой все же уклонился. Впрочем, как и на этот раз.

— Здравствуйте, это здесь судно резали? Где же его остов?

— Вывезли уже все, все теперь нормально, никакого загрязнения.

— Судно принадлежало СК «Якутск»?

— Нет, мы его продали компании «Приморвторсырье» на металлолом.

— Насколько известно, сделка не была доведена до конца, акт приема-передачи не составлялся. Не хотите поговорить на эту тему?

— Сегодня выходной, давайте в рабочее время…

Словом, комментарий у Парнищева взять так и не удалось. Секретарь неизменно отвечала: «Он на совещании… У него совещание… Перезвоните». Ну, или срабатывал автоответчик. Видимо, генеральному директору судоходной компании, с ноября прошлого года фактически принадлежащей ГК «Старвей», действительно нечего сказать?

А вот заместитель Сергея Геннадьевича по эксплуатации флота Виктор Костромин был более конкретен:

— Я по эксплуатации флота, а не по эксплуатации хлама, поэтому никаких комментариев давать не буду!

По материалам прокуратуры

В ходе прокурорской проверки было установлено, что в середине мая при осуществлении работ по утилизации судна «Нефтесборщик‑504» в нарушение требований экологического законодательства не была проведена надлежащая его зачистка от отходов нефтепродуктов, хранившихся в трюмах. В результате при подъеме уровня воды на реке Лене разрезанное судно оказалось затопленным и нефтепродукты попали в реку. Согласно расчету Управления Росприроднадзора по республике, причиненный водному объекту ущерб составил более 9 миллионов рублей.

К распиловке судна причастно лицо, занимающееся продажей металлолома, которое никакого отношения к указанным организациям и судну не имеет.

— Нам информация о загрязнении реки поступила 18 мая, — рассказал «Якутии» Юрий Ким, Якутский транспортный прокурор. — В тот же день инициирована проверка с привлечением транспортной полиции и Росприроднадзора. Информация подтвердилась. Выехали на место, судно уже было распилено. По нашим данным, до 2013 года «Нефтесборщик‑504» принадлежал Судоходной компании «Якутск». В 2013 году компания заключила договор со сторонней организацией о его продаже на металлолом. Однако до конца договор реализован не был и акт приема-передачи не составлялся. Одна из главных задач прокуратуры — добиться реального возмещения ущерба, нанесенного природе.
Материалы проверки были направлены в Якутский следственный отдел Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ. 6 июня после получения от Росприроднадзора расчета вреда, следователи возбудили уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 247 УК РФ — нарушение правил обращения с экологически опасными отходами, повлекшее загрязнение окружающей среды.

Санкция данной статьи предусматривает уголовную ответственность в виде штрафа (от 100 до 300 тысяч рублей), принудительных работ (на срок до пяти лет), либо лишение свободы на срок до пяти лет.

Кто причастен к разливу?

Каким образом в реку попало полтонны гадости из списанного в утиль и разрезанного судна — понятно. По словам прокурора, в настоящее время в рамках расследования уголовного дела следователями СКР проводятся мероприятия по установлению виновных лиц, в результате чьих действий произошел разлив нефтепродуктов.

Прокуратура даст правовую оценку тому факту, что судно своевременно не зачистили от нефтеотходов, а просто бросили на берегу.

Также «Якутии» сообщили, что к распиловке судна причастно лицо, занимающееся продажей металлолома, которое никакого отношения к указанным организациям и судну не имеет. Человек просто пытался незаконно обогатиться на бесхозном имуществе. Вывезти металлолом делец не успел. Сейчас в отношении него возбуждено уголовное дело по факту кражи. Расследованием занимается отделение дознания транспортной полиции.

9 миллионов — предварительный ущерб

Сумма ущерба, рассчитанная Росприроднадзором, — 9 миллионов рублей. Она «привязана» к весу вытекшей в реку гадости — полтонны отходов нефтепродуктов. В свою очередь цифру в 0,5 тонны высчитали специалисты ГУ МЧС РФ по РС (Я).

По словам Юрия Кима, 9 миллионов рублей — это только предварительный ущерб, причиненный исключительно водному объекту, без учета погибшей фауны, загрязнения почвы, растительности.

— Когда будут завершены все мероприятия по устранению последствий загрязнения, когда уголовное дело будет расследовано, сумма ущерба будет скорректирована, — сообщил Якутский транспортный прокурор. — Также прокуратура даст правовую оценку тому факту, что судно своевременно не зачистили от нефтеотходов, а просто бросили на берегу.

Справка

2 ноября 2017 года завершилась процедура слияния группы компаний «Якутский речной порт» и группы компаний «Старвей». АО «Осетровский речной порт», входящее в ГК «Старвей», приобрело 100% долей в уставном капитале управляющей компании ООО ХК «Якутский речной порт». В результате Осетровский речпорт получил право косвенно распоряжаться долями трех обществ холдинга: «Речной порт «Якутск», Судоходная компания «Якутск» и Судоходная компания «Вилюй».

«Якутия», 14.06.2018 г. (PDF-версия здесь).

15.06.2018
3
0
 2300
Алексей Рудых

Алексей РудыхСмотреть все записи

редактор раздела "Закон и право"
Виртуозно распутывает юридически сложные ситуации, рассказывает о них доходчиво и живо, сохраняя при этом объективность. Законодательство и право – его конек.
В «Якутии» с 2011 года.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

4 + 19 =