По существу вопроса

Как готовятся и проводятся пресс-конференции главы республики

Пресс-конференция – это наименее предсказуемый, а потому наиболее ответственный и интересный вид информационной активности любого политика. От спикера требуются молниеносная реакция, хорошая аргументационная база, а, значит, доскональное знание положения дел в самых различных сферах, представляющих общественный интерес. Умение импровизировать, навыки психологии общения и здоровое чувство юмора – три других неотъемлемых качества, необходимых спикеру для успешного общения в режиме «перекрестного допроса».

Егор Борисов, по общему мнению, открытый политик и азартный человек, который любит общаться с журналистами, умеет держать удар и дать, при необходимости, информационную «сдачу» в словесном спарринге. Но даже для его темпа работы пять крупных публичных пресс-мероприятий за полтора месяца, без преувеличения, рекорд. И это – без учета больших эксклюзивных интервью, данных ряду федеральных СМИ.

В начале декабря мы впервые организовали пресс-конференцию главы республики в Санкт-Петербурге, приуроченную к Дням Якутии в Северной столице. Менее чем через неделю в Москве состоялась ежегодная пресс-конференция Егора Борисова для журналистов федеральных средств массовой информации.

Хорошая пресс-конференция отличается невидимой на первый взгляд «спортивной аритмией»: это когда тяжеловесные, требующие обстоятельного ответа, философские вопросы чередуются с условно «легкими».

В последней декаде декабря прошла традиционная встреча Ил Дархана с руководителями ведущих республиканских СМИ. 12 января, накануне профессионального праздника Дня российской печати, Егор Борисов снова пригласил журналистов на неформальную встречу, на которой обсуждались вопросы профессионального сообщества и перспективы развития медиа-отрасли республики.

Кульминацией стала большая пресс-конференция Егора Афанасьевича 16 января.  Неофициальное ее название — «большая» — неслучайно. Во-первых, количество участников. На пресс-конференцию аккредитовались 62 представителя из более чем сорока СМИ, в итоге пришли 59. Это тоже, к слову, рекорд за последние годы.

Во-вторых, география и политика. На мероприятие мы пригласили издания разной политической ориентации – от государственных и умеренных до резко оппозиционных. Большинство корреспондентов и репортеров, присутствовавших на пресс-конференции, работают в Якутске, но почти пятая часть участников, 11 журналистов, представляла районные газеты. Для них, в отличие от привыкших к «близости к телу» столичных журналистов, это единственная возможность пообщаться с главой напрямую.

Интерес к пресс-конференции был так велик, что некоторые издания (например, ЯСИА или «Якутск вечерний») делегировали по два корреспондента.

Ну, а в-третьих большая она потому, что здесь, в основном, речь шла о «больших вопросах» — темах, которые заботят тысячи читателей газет и сайтов, телезрителей и радиослушателей. Кстати, и число вопросов, на которые ответил Борисов на пресс-конференции 16 января за два с половиной часа, тоже впечатляет – 57.

Залог успешного проведения публичного пресс-мероприятия – это грамотная экспертная подготовка к возможным резонансным вопросам.

Да, где-то Ил Дархан высказался более полно и развернуто, где-то — менее. Мне как модератору было сразу видно, когда журналист оставался неудовлетворен содержанием ответа на свой вопрос, но таких моментов, если прокрутить в памяти, было немного.

Если условно разделить вопросы по тематике, то, как обычно, большинство из них касались социального и экономического развития как республики в целом, так и отдельных районов: например, о перспективах бюджета в 2018 году, об инвестициях в экономику, о строительстве жилья, повышении заработной платы и некоторых других.

Транспорт и транспортная инфраструктура – второе ключевое направление журналистских интересов на состоявшейся пресс-конференции: вопросы о развитии малой авиации, строительстве республиканских межулусных и внутриулусных дорог.

Жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика, газоснабжение и тарифы естественных монополий – еще одна популярная у журналистов тема, ее актуальность подтверждается и на «Прямых линиях» главы Якутии с населением.

В этот раз драйв, как мне показалось, не снижался до самого последнего вопроса: в этом заслуга как журналистов, так и самого Егора Борисова.

Ну, и, наконец, политические и «околополитические» вопросы: «о кумовстве» на выборах наслежного уровня, о доверенных лицах Владимира Путина в Якутии, о реформировании администрации, о скандальной ситуации с министром спорта Георгием Балакшиным, о планах Егора Борисова после окончания срока полномочий в 2019 году.

Признаться, мы ожидали несколько большее число вопросов из сферы политики, учитывая, что в этом году нас ожидают выборы президента страны и выборы парламента Якутии. Так что, в целом, преобладали вопросы социально-экономического характера, хотя, как говорят классики, политика – это концентрированное выражение экономики.

Залог успешного проведения публичного пресс-мероприятия – это грамотная экспертная подготовка к возможным резонансным вопросам. В одной из тематических книг о взаимодействии правительства с прессой были описаны случаи, когда пресс-секретарь угадывал до 80% вопросов, прозвучавших затем на пресс-конференции. В этом состоит главный секрет легкого, непринужденного и остроумного общения спикера со СМИ. Нам, до таких показателей нужно еще подтянуться, но, по нашей статистике, более половины (около 30) прозвучавших вопросов мы спрогнозировали и были готовы к ним. Конечно, глава всегда сам обстоятельно готовится к общению с журналистами, изучает актуальную справочную информацию, анализирует ее, консультируется с членами правительства и своими советниками по отдельным злободневным темам.

С нашей стороны также проведены, как принято говорить в чиновничьей среде, «организационно-технические мероприятия», или ОТМ. Начиная с определения главной темы пресс-конференции и аккредитации журналистов, заканчивая синхронными переводчиками и пирожками для фуршета.

Хорошая пресс-конференция отличается невидимой на первый взгляд «спортивной аритмией»: это когда тяжеловесные, требующие обстоятельного ответа, философские вопросы чередуются с условно «легкими», подразумевающими однозначный (да-нет) или лаконичный справочный ответ. Таким образом и создается динамика информационного конвейера на пресс-конференции. В этот раз драйв, как мне показалось, не снижался до самого последнего вопроса: в этом заслуга как журналистов, так и самого Егора Борисова. Он старался не уходить от острых тем, при этом не «включал чиновника» и не перегружал речь цифрами и статистикой, хотя похвастать всегда есть чем.

Такой открытый, демократичный (уважительный, но не панибратский) стиль общения главы импонирует большинству наших журналистов. Открытость – это не когда грудь нараспашку, это когда честный ответ на честный вопрос.

фото: Андрей Сорокин.

18.01.2018
6
1
 1016
Роман Мандзяк

Роман МандзякСмотреть все записи

Руководитель департамента по информационной политике АГиП РС(Я). Член союза журналистов РФ.
Интересы – политика, общественная жизнь, информационная политика, PR и GR, современные медиа.

Похожие записи

3 комментария

  1. Татьяна Билера:

    0

    0

    так вот оно как, оказывается…

  2. Арифметика:

    0

    0

    59 журналистов и 57 вопросов — двоим микрофон не поднесли)))

  3. Мандзяк:

    0

    0

    Задали вопросы 35 журналистов. Многие спрашивали по 2-3 темы сразу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

3 × 2 =