Главная » Культура » Плеснули удачей Белого Солнца…

Плеснули удачей Белого Солнца…

Впервые на сцене история тюркских истоков якутов

На главной сцене Якутии состоялась ошеломительная премьера долгожданного вокально-хореографического этномюзикла «Дети Белого Солнца» Национального театра танца РС(Я), посвященного истокам народа саха, его тюркским корням, прародине.

Создатели спектакля – интернациональный коллектив мастеров искусства. Композитор Рашид Калимуллин (Москва), автор либретто, режиссер и хореограф Георгий Ковтун (Санкт-Петербург), художник Олег Молчанов (Санкт-Петербург), хормейстер Светлана Смирнова (Одесса), аранжировщик музыки Ян Сырбу (Одесса) преподнесли зрителям бесценный дар в виде замечательной хореографической интерпретации темы северных тюрков.

Инициаторами постановки этого грандиозного спектакля были директор театра — заслуженный работник культуры РС(Я) Александр Алексеев, художественный руководитель – заслуженный работник культуры РС(Я) Светлана Бессонова, музыкальный руководитель оркестра — заслуженный деятель искусств РС(Я) Николай Петров.

В постановке участвовали все: артисты балета, оркестра, ансамбль «КЫЛ САХа» при оркестре и вокально-фольклорная группа «Айар Кут».

В науке существуют несколько теорий происхождения народа саха. Одной из самых распространенных остается теория южного происхождения якутов. И сегодня, впервые в истории якутского театрального искусства, сценическая интерпретация тюркских истоков предстала взору зрителя в форме вокально-хореографического этномюзикла.

Идея и сюжет произведения отражают самый драматичный, трагический период в истории народа саха — его прибытие на Среднюю Лену. Спектакль многомерный, многозначный, отличается грандиозностью, масштабностью. Поэтическим языком музыки, танца, пения спектакль приподнимает завесу тайны: кто мы и откуда?  какие ценности несли через века? Хореографическая драма языком выразительных средств разных жанров искусства раскрывает идеи, образы, знаки тех далеких времен, когда якуты в буквальном смысле «варились в тюркском котле».

Спектакль получился глубоко содержательным, зрелищным, ярким, можно сказать, эпическим, раскрывающим множество граней раннего периода, событий, происходящих во времена древних тюрков, во времена переселения на Южный Алтай, а затем спуска вниз по реке Лене. Этим объясняется выбор сюжетной линии, выстраивание режиссуры и драматургии спектакля, включение в канву спектакля тюркоизированной пластики танцев, тюркских мотивов в музыке и выразительных средствах танца, непривычных для якутов сочетания образов, пластики, костюмов.

Также необычное звучание получило использование в спектакле давно забытых образов – таких, как образ волка.

Ранний период — важный и значимый срез эволюции народа для осознания своей истории и формирования внутреннего духовного стержня этноса. Глубоко символично то, что он поставлен в этом году и посвящен 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства, 25-летию основания Национального театра танца, носящего имя самородка якутской традиционной культуры С.А. Зверева–Кыыл Уола.

Премьера хореографического спектакля стала большим событием в культурной жизни не только нашей республики, но, думается, и страны в целом. Не вызывает сомнения эпический характер произведения не только в плане эстетики, идей и образов, но и по уровню и характеру сценического воплощения, исполнительского мастерства, режиссуры, уникальной музыки, сценографии.

Георгий Ковтун собрал творческую команду профессионалов высокого класса, единомышленников и мастеров своего дела. Этномюзикл, объединивший хореографию, хор, национальную музыку, пантомимическое действо в одно целое, максимально акцентирует и подчеркивает главную идею спектакля – борьбу за жизнь, сохранение рода, веру в будущее. Весь арсенал режиссерских приемов и технических возможностей Театра оперы и балета, исполнительское мастерство артистов балета и оркестра были направлены на то, чтобы зритель через призму образов, характеров увидел и понял непоколебимую волю к жизни народа саха, торжество добра над злом. Все это связано с животворной силой Белого Солнца, чьими детьми считают себя якуты.

Спектакль соединил две нити — с одной стороны, духовные силы древних тюрков, а с другой — дух современности и стремления вперед. Сценография Олега Молчанова глубоко отражает драматичность сюжета, эпичность содержания, оттеняет глубину образов, передает национальный характер произведения, создает особую атмосферу спектакля.  Это уже третий спектакль Олега Ивановича на якутской сцене.

Музыка Рашида Калимуллина — стержень всего вокально-хореографического действа.  Фантастическая музыка завораживает зрителя с самого начала. Композитор удачно использовал якутские мелодии и на их основе создал свои темы, глубоко раскрывающие идею спектакля. Получилась дивная национальная музыка с ярко выраженными тюркскими мотивами, сочетающаяся с якутской музыкой, с ее архаичными элементами и аутентичным пением, уводящая зрителей в загадочный мир северной ветви древних тюрков.

Необходимо отметить, что в музыке и в хореографии произошло взаимовлияние национальных традиций, взаимообогащение идеями, выразительными средствами. Благодаря тесному содружеству композитора и режиссера-хореографа достигнуто абсолютное слияние музыки и хореографического текста.

Спектакль пронизывает тема любви. Любовь главных героев созвучна с любовью к своему роду, детям, матери, матери-природе.

Адажио Айыы Куо и Тимир Уола

Другим лейтмотивом спектакля является образ божеств Айыы – покровителей рода, спасающих его от хаоса, разрухи, бед и несчастий. Божества Верхнего мира определяют судьбы тюрков, являются устроителями их жизни, защитниками рода Матери-Волчицы. Образы божеств, созданные великолепным ансамблем артистов оркестра исключительно органичны, гармоничны, созвучны с аутентичной музыкой и пением потрясающего ансамбля «КЫЛ САХа».

Появление на сцене одного из божеств в исполнении Руслана Габышева, сидящего на возвышении и извлекающего из своего авторского национального инструмента ох-саа чарующие звуки, напоминающие архаичные звуки древних тюрков, — поистине величественное зрелище.  Это находка режиссера, который   задействовал артистов оркестра в спектакле. Они не только выполнили свою задачу, но и органично влились в актерский состав. Оркестранты сумели воссоздать древние черты национальной музыки, записали музыку спектакля, запели хором, стали артистами кордебалета, удивительным образом раскрывая грани своего таланта.

Что касается артистов балета, то они максимально раскрыли свой творческий потенциал, свои скрытые исполнительские возможности, блестяще справились с высочайшими техническими приемами, которые ставил перед ними режиссер – хореограф.

Тюркский род происходит от Матери-Волчицы и Человека. Волк – первопредок, родоначальник тюрков, их покровитель. В спектакле в противостоянии тюрков со злыми силами волчий вой героев предрекал победу и мобилизовал победный дух. Образ хранительницы рода, Матери-Волчицы, в исполнении Саскыланы Аржаковой отличается эмоциональной наполненностью и выразительностью.

Продолжение рода – мальчик Тимир Уол. Зарождение его любви с красавицей, дочерью Удаганки Айыы Куо убедительно и пронзительно отражено в танце.  Прекрасен дуэт Айыы Куо (Виолетта Ноговицына) и Тимир Уола (Василий Эверстов). Их дуэт – символ светлого начала, любви и преданности. Солисты создали одухотворенные, поэтичные образы влюбленных, изобилующие богатством нюансов, продемонстрировали виртуозную технику со сложными танцевальными элементами, технически сверхсложными поддержками. Солисты сумели передать всю глубину чувств, переживаний, эмоций, связанных с трагическими событиями, происходящими в их роду, и преодолением препятствий.

Виолетта Ноговицына сумела раскрыть всю глубину любви и сильный характер своей героини. Легкая, воздушная девушка не отступает перед трудностями и хранит свою любовь.

Храбрый и мужественный Тимир Уол защищает свой род и свою любимую. Его волевой, стремительный и экспрессивный танец отражает силу его духа, стойкость перед испытаниями и веру в победу над злыми силами.

Сергей Алексеев создал убедительный трагический образ вождя рода Таастимира. Сложный и противоречивый образ Старика Торсына создал Владислав Попов. Благороден и величественен Благословитель-Алгысчыт в исполнении заслуженного артиста РФ и РС(Я) Дмитрия Артемьева.

Весь состав кордебалета на одном дыхании, красноречиво и выразительно создал образ обитателей Верхнего, Среднего, Нижнего миров.

Мирную жизнь разрушает черный шаман Хара Хаан в исполнении Юрия Федорова. Он великолепно передал коварство и мстительность своего героя, противостояние со своим сыном Хара Суором в исполнении Максима Степанова. Род Хара Хаана сеет хаос, несчастье и беды роду тюрков. Злость, коварство, хитрость Хара Хаана и Хара Суора передаются агрессивной, угловатой, утрированной пластикой.  Образ Хара Хаана говорит о могущественности злого начала.

Удивительный образ Бога Солнца создан Анной Поповой. Впервые в сценической трактовке божество максимально приближено к людям для того, чтобы оказать им свое покровительство. Во всех ситуациях, перипетиях, несчастьях и радостях Бог Солнца находится рядом с людьми.

В спектакле задействованы все знаковые, ключевые образы саха: божества Верхнего мира, удаганка, черный шаман, благословитель, лошадь и т. д.  В этом отношении четко выдержан традиционный стиль образного мира якутов.

Якутский круговой танец осуохай стал одним их основных лейтмотивов спектакля. Это прообраз Белого Солнца для солнцепоклонников-саха, символ жизни.  Мощный запев танца сродни укреплению духа рода, племени, народа.  Пока вращается по ходу солнца осуохай, будет жить народ, его создавший. Идея продолжающейся жизни в спектакле передана экспрессией и динамикой кругового танца.

Символом жизнестойкости и жизнелюбия являются праздники в стойбище, объединяющие тюркские народы.  Яркие, самобытные танцы разных народов олицетворяют радость победы над злыми силами, ликование по поводу продолжения рода.

Особо хочется отметить глубину выразительности картины скорби по поводу гибели вождя рода Таастимира. Обряд погребения вождя, плач народа, утратившего своего защитника, отражает глубину горя, невосполнимость утраты. В этой картине пронзительно звучит плач в исполнении хора. Песенное сопровождение обработано замечательным хормейстером Светланой Смирновой, которой удалось выявить и развить вокальные способности артистов оркестра, высветив и подчеркнув национальные особенности пения. Песни, тойук, дьиэрэтии, ырыа, горловое пение, исполненные артистами оркестра на протяжении всего спектакля в сопровождении национальных инструментов создали особую атмосферу спектакля. Вокальное звучание на основе традиционного народного мелоса передают национальное своеобразие и удачно оттеняет образы спектакля.

В спектакле есть целая россыпь выразительных танцев, свидетельствующих о росте исполнительского мастерства артистов театра. Каждый отдельно взятый танец самодостаточен, являет собой завершенную хореографическую миниатюру, создает разнообразие образов. Потрясающая энергетика, виртуозная техника исполнения, сочетание традиционных движений и элементов современной хореографии ни в коем случае не умаляют значение фольклорных танцев, а наоборот, высвечивают аутентичность и ритуальность якутской хореографии. Эти танцы придают драматичность, экспрессию образам и всему спектаклю. Потрясающий ритм и темп танцев приблизил произведение к ритму сегодняшнего дня.

Работа с Георгием Ковтуном открыла у творческого коллектива второе дыхание. Кардинально изменился подход к творческому процессу, открылась перспектива профессионального роста артистов. Они прошли суровую, но профессиональную школу настоящего мастера, поверили в свои силы, в свой потенциал. Концентрация всех творческих сил театра, мощный сплав творческих устремлений позволили создать действительно неординарный, необычный спектакль, воссоединивший мощь традиций и возможностей современного искусства. Рашид Калимуллин и Георгий Ковтун внесли свежую струю не только в якутскую хореографию, но и продемонстрировали новое мышление в создании современных форм в сценическом искусстве.

Зрители аплодировали стоя. Тон задан, вызов брошен. Ждем новых спектаклей, освещающих истоки и корни самых северных тюрков, и желаем молодому коллективу Национального театра танца сохранить огонь в душе, умножить светлые силы во имя мира и добра!

 

Ангелина Лукина,

доктор искусствоведения, профессор

 Арктического государственного

 института культуры и искусств,

заслуженный деятель искусств РФ.

 

29.11.2017
0
0
 529

Газета "Якутия"Смотреть все записи

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.