Главная » Общество » Переправа: то густо, то пусто

Переправа: то густо, то пусто

Об адском аде, звездах Инстаграма и электронной очереди

Каждый год в ягодно-сенокосно-отпускную пору в выходные дни на паромной переправе Якутск — Нижний Бестях начинается извечная проблема, которую в народе называют по-простому «толкучкой». После обеда в пятницу собирается суточная пробка на столичной стороне, а в воскресенье после обеда аналогичная возникает на противоположном берегу — в Нижнем Бестяхе.

Мне довелось прокатиться на пароме на тот берег и вернуться обратно в самом разгаре паромной толчеи — 20–22 июля. Более того, спустя неделю после этого пришлось повторить поездку, но уже со знанием дела. Как говорится, обжегшись на молоке.

Кстати, как раз 27 июля начало действовать распоряжение правительства, согласно которому в выходные дни на паромах запрещалось перевозить грузовые машины…

Что было

Что бы там ни говорили, но порядка на паромной переправе из года в год становится больше. И это отрадно. По сравнению с ситуацией лет десять назад хочется верить, что цивилизация медленно, но верно приползла и на даркылахские и нижне-бестяхские берега.

Я помню, как много лет назад машины носились с причала на причал, гадая, к какому берегу подойдет паром, и каким-то чудом не сбивали при этом толпящихся на берегу пассажиров. Машинам с парома не давали выехать, загромоздив весь выезд, паромщикам приходилось отчаливать к другому причалу, где выезд сохранялся.

Это был адский ад! Ревели дети, изнывающие в жару на руках своих мам. Наверное, для многих из них эти поездки были первыми кошмарами в жизни. То тут, то там возникали потасовки между водителями, стукались машины, а обезумевшие от тщетного ожидания продвижения в очереди дамы буквально бросались под колеса «буханок», норовивших проехать на паром откуда-нибудь сбоку.

На причале тех лет кипел и бушевал нескончаемый адреналин. И завершал эту картину безумно грязный берег без отхожего места, мусорных баков и с дурно пахнущими закусочными, где даже руки помыть было негде.

Что стало

На якутском берегу есть даже «Зал ожидания», стилизованный под якутскую урасу.

По сравнению с описанным состоянием нынче на берегу относительно цивильно. Есть туалеты на обоих берегах, в закусочных можно найти рукомойники и салфетки. Хочется верить, что время от времени сюда заскакивают с проверками сотрудники Роспотребнадзора.

На якутском берегу есть даже «Зал ожидания», стилизованный под якутскую урасу. Бойкий мужчина делает бизнес, продавая скучающим в очереди людям свежие газеты и сканворды. Фотографироваться отказывается. «Я и так звезда Инстаграма», — говорит.

В Якутске два заезда на причал, в Нижнем Бестяхе — один. Поэтому там удобнее отлавливать нарушителей, что мегино-кангаласские гаишники время от времени и делают. На якутской стороне милиция таких похвальных действий не совершает. Иногда приезжает патрульная машина и, сделав круг почета, уезжает в город.

Наверное, если введут электронную очередь, как грозятся, порядка станет больше.

Мы такие разные

В дни пика, когда по-прежнему люди хотят драться за место на пароме, можно легко различить, кто, куда и зачем едет.

В солнечные выходные на тот берег стремятся «якуто туристо», которые пытаются сохранять «облико морале», но терпения у них хватает ненадолго. Узнать их можно не столько по нагруженным лодками, палатками и прочим туристическим скарбом машинам, а по манере общения. Как правило, они начинают спрашивать у всех, кто рядом: «Сколько будет длиться этот кошмар?», пытаются наставлять других водителей, как цивилизованно стоять в очереди.

Но на зареченских таксистов так воздействовать невозможно. Они прут на паром обязательно без очереди. И их, скрепя сердце, понять можно. В салоне десятки беспокойных пассажиров, которые дико опаздывают куда-то и торопят водителя, вдохновляя на «ратные» подвиги.

Переправа 20 июля. Таксист на «буханке» пробивается без очереди.

Дурной пример оказывается заразителен, и за пронырой-таксистом обычно идет шлейф из наглецов, которым тоже надоело ждать. Наверное, они думают: чем я хуже таксиста?! И таким образом создается та самая «толкучка».

Страсти-мордасти

20 июля мы приехали на паром в 11 часов. Погода была ясная, очередь начиналась сразу же за последним крутым поворотом на Даркылах. И нам еще повезло, потому что потом за нами вырос хвост до самого поворота. Вначале мы проехали мимо и наткнулись на второй хвост, ведущий на первый причал, немного подумав, решили вернуться и встать в очередь.

Жара была серьезная. В машинах без кондиционеров можно было расплавиться. Стоять в очереди довольно скучно. Веселее становится только при рывках вперед. Мы продвигались со скоростью один корпус в пять минут. Простояв так час, решили, что паром паромом, а обед по расписанию.

Иногда приезжает патрульная машина и, сделав круг почета, уезжает в город.

За обедом пришлось сходить на соседний причал. Шашлык двести рублей, чебурек за 50 и кофе в бумажном стаканчике тоже 50 рублей. Ничего непривычного в кафе не обнаружили. Подкрепившись, захотелось спать, но тут пришел большой паром, и началось активное движение, ибо у нас появился шанс переправиться.

Вот осталось впереди семь машин. Но тут, откуда ни возьмись, прискакали наглецы. Серебристый «Хайс» расположился параллельно заезду, всем своим видом показывая, что «плевать он на всех хотел». Некоторые водители решили повторить его маневр и выстроились за ним в ряд. Образовался аппендикс из пятерки наглых. Цивилизованная очередь, как военные силы, сомкнула свои ряды. Чтобы не пропустить нахалов, надо двигаться в унисон, беспрерывной цельной змеей.

Когда машины заезжают на паром, стоит какофония из гудков, потому что все едущие в цепочке сигналят. То зеваке-пешеходу, ходившему в кафе, то нарушителям спокойствия, то впереди едущему «чайнику», который зазевался и порвал стройные ряды, пропустив кого-то из наглецов.

Водители высовываются из машин иной раз по пояс, чтобы погрозить кулаком или матюгнуться на соседа. Зрелище не для слабонервных. Даже дзен в эти минуты забывается, и все пассажиры начинают болеть за своего водителя. Это дурацкое коллективное сумасшествие, к счастью, прекращается сразу же после того, как твоя машина заедет на паром… Мы это сделали в 3 часа дня. Итого в очереди простояли 4 часа.

Мы продвигались со скоростью один корпус в пять минут.

— Мы не можем стоять в очереди среди тех, кто едет на тот берег отдыхать, — резко, но честно высказался знакомый шофер из Амги. — Мы работаем, а у работы есть сроки. Отдыхающие могут подождать, купалка или земляника никуда не убегут.

В те выходные пошел дождь. И возвращались мы в субботнюю ночь по страшной жидкой жиже по забытой Богом федеральной трассе «Колыма». Утром на бестяхской переправе машин было не так уж много. В шесть утра мы заехали на вожделенный паром.

Заехав на паром, все разом успокаиваются.

Спокойная пятница

Через неделю, то есть 27 июля, паромные битвы решили успокоить за счет моратория на въезд грузовых машин.

Несмотря на эту обнадёживающую новость, наученные горьким опытом, мы подъехали на Даркылах в 6 часов утра и обнаружили жиденькую очередь из десятка машин. Погода в этот раз была пасмурной, почти каждый день шли дожди. А это существенно разгрузило уикэндовскую нагрузку на паромы. В такую погоду, как говорится, все дома сидят.
Однако даже в этой маленькой очереди нашлись нарушители. Пожилой господин на черном крузаке под номером «в 879 мв» заехал на паром одним из первых.

За полчаса он заполнился и в восьмом часу отчалил от берега. Чайки, стройными рядами восседавшие на аппарели, взмыли в воздух. Кто-то из пассажиров начал их кормить. Тихо, спокойно, без давки и нервов.

Проблему решат полицейские посты

Удалось поймать капитана парома № 8 Дмитрия Лаврова, сдавшего свой пост после ночного дежурства.

— Такого большого ажиотажа на паромах нет, — говорит Дмитрий. — Лишь в последние две недели было много машин в выходные. Это ожидаемо и понятно. Люди едут отдыхать, на сенокос, по ягоды. Беспорядков, когда присутствуют полицейские, не бывает. Стоит им уехать, как некоторые водители начинают нарушать очередность. С них берут пример и другие.

— Решит ли проблему отказ от перевозки в выходные дни грузовых машин?

— Я думаю, что нет, если за этим процессом не будет контроля. А кто будет контролировать? С другой стороны, решение ущемляет права водителей грузовиков. Они же на работе, у них свои сроки, и даже чисто по-человечески их жаль, ведь их тоже ждут дома семьи.

Сейчас здесь ходят 12 больших паромов, количества маленьких я не знаю. В самые «жаркие дни» мы ходим не по расписанию, а по мере заполнения. Бывало, что и круглые сутки ходили. Любое скопление мы успеваем развезти до 2 часов ночи.

— А бордюры, заграждения на въезде помогут?

— Нет, поскольку причалы все время меняются в зависимости от уровня воды. И увеличивать количество паромов смысла нет. Скопления бывают нечасто. Помочь могут полицейские посты. Вот в Бестяхе очень хорошо отлажена работа с силовиками. Мы им звоним, они приезжают и помогают регулировать порядок.

* * *

Вот такой получился паромный репортаж. Покуда не построят мост, он будет появляться каждый сезон.

«Якутия», 2.08.2018 г.

09.08.2018
0
0
 1007
Мария Павлова

Мария ПавловаСмотреть все записи

Мастер репортажа, досконально знает тему здравоохранения, не боится сложных историй и проблемных тем.

Окончила филологический факультет ЯГУ им. М.К. Аммосова. Работала в газетах "Юность Севера", "Ил Тумэн".

В «Якутии» с 2003 года.

2 комментария

  1. Учитель:

    0

    0

    Вот именно, толкучка бывает не часто. А зимой есть естественный «ледовый мост». Нужен ли нам мост? По моему это просто хайп, раздражитель для населения и власти. Некоторые эту тему педалируют чтобы попенять на правительство. Другие просто не понимают:

    1. Мост не Якутск-Н.Бестях как многие наивно думают, а Табага-Хаптагай. Сначала доехать до Табаги нужно, по покровскому, затем сам мост десятки километров с подьездами. В гололед представить сложно как проедут. Затем с Хаптагая до Н.Бестяха ровно 20 км. Не ближний свет.
    Автомобилисты потом пожалеют о пароме за один час и 400 рублей + отдых.

    2. Железная дорога через всю долину Туймаада до речпорта… нам это надо? Сколько земли займет и засрано будет? Вообще зачем поезда в городе? Ничего хорошего.

    3. Заторы из-за моста будут 100%. Это значит надо переносить Хоточчу, Россолоду и другие села выше (В Россолоде есть новый поселок наверху, но внизу огороды, луга, историческое село снесет к черту).

    4. По крымскому мосту в день 30 тысяч авто проезжает. У нас 300 в день будет, от силы. Какой экономический смысл? Грузы северного завоза логичнее с Н.Бестяха дальше по реке или на авто перевозить. Для этого переправлять грузы до Якутска не надо. Экономически выгоды никакой не видно.

    5. Товары в Якутске не подешевеют. Зимой же не дешевеют сейчас?

    6. Вносить такие глобальные изменения в хрупкую природу Якутии, реки Лены чревато. В том числе ментально.

    7. Мост — это миллиардные расходы бюджета (у нас клубов и школ слишком много?). Есть один «плюс» — мостостроители-олигархи станут богаче.

  2. Мария Павлова:

    0

    0

    Очень логичное рассуждение. Почти готовая статья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

2 × 4 =