Главная » Пост от матушки Евгении » Перед лицом вечности

Перед лицом вечности

Как обезопасить человека в духовном поиске?

Я сопровождаю архиепископа Романа во всех поездках по Якутии. Он часто встречается с молодежью и всегда повторяет: «Я не собираюсь заниматься никакой религиозной пропагандой и обращать в свою веру, но считаю, что каждому человеку полезно знать, во что верили его предки». Предвижу вопрос: «Полезно ли с вашей точки зрения человеку знать о дохристианских традициях саха?» — и тут же на него отвечаю: человеку вообще полезно знать историю, традицию и веру своего рода и народа. На обряде алгыс мы довольно часто присутствуем и ничего дурного в нем не видим.

Но я хочу поразмышлять о другом. А именно: как же говорить о религии и вере? И в чем ее смысл? Только ли она продолжение традиции предков или нужна конкретному человеку?

Историки и религиоведы говорят о так называемой «шаманской болезни» или «зове шамана». Это явление мучительное как душевно, так и физически состояние человека, который вдруг ощущает себя открытым потусторонним силам.

Психологи, создавшие современную психологию личности, Герберт Олпорт, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм и другие настаивали: вера – это базовая потребность личности. Вера не всегда оформлена конфессионально – человек может просто знать, что Бог есть, или просто чувствовать присутствие в своей жизни Чего-то большего, чем простая обыденность и законы природы, но не ходить ни в какой храм и не совершать никаких ритуалов. В какой-то момент он может попытаться сформулировать, каким он видит Бога или это Что-то большее, и в конечном итоге постарается выбрать себе образ, соответствующий какой-либо из существующих религий. Это нормально. Человек – существо социальное, стремящееся найти себе «компанию». В данном случае – круг людей, верящих так, как он. Но в момент обретения веры, в момент осознания себя верующим, человек стоит один на один с открывшейся ему Бесконечностью.

Это совсем не обязательно чувство «приятное» и «легкое». Историки и религиоведы, описывая ранние формы религий, такие как шаманизм, говорят о так называемой «шаманской болезни» или «зове шамана». Это явление встречается в ряде культур, преимущественно северных – мучительное как душевно, так и физически состояние человека, который вдруг ощущает себя открытым потусторонним силам. Зачастую он даже не задумывается об этом, но чувствует нарастающее беспокойство, которое охватывает весь его организм. Начинаются бессонница, тяжелые головные боли, судороги, признаки отравления, состояние, напоминающее психоз. Человек пытается скрыться от других, мечется, не находит себе покоя. Болезнь эта продолжается до встречи с шаманом, который объяснит, что происходит, и проведет инициацию. То есть научит человека жить с открывшейся ему реальностью.

Замечательный исследователь, феноменолог религии Мирча Элиаде отмечал, что это явление не является совершенно уникальным и соответствует религиозному поиску человека европейской культуры. Просто в культурах изолированных нет доступа к книгам, к храмам, к религиозным общинам, к духовным учебным заведениям. Более того: фактически нет языка для описания этой религиозной реальности, она существует в форме мифа, а миф записывается и даже пересказывается далеко не всегда. Человек, осознавший себя перед лицом Вечности, не может сформулировать, что с ним происходит. И в результате происходящее охватывает всего его – и душу, и тело.

Не у каждого это переживание происходит настолько сильно, что необходима серьезная помощь «квалифицированного специалиста». Многим достаточно подумать о Боге, побыть наедине с собой, помолчать, поставить свечку в храме. Но в конечном итоге, если новое чувство покажется человеку чем-то особенно важным, он, если и не подастся в монахи, священники, шаманы, просто начнет жить религиозной жизнью. Опять же, это может быть и внеконфессиональная религиозная жизнь – читать книги, много размышлять, чувствовать единство с природой и миром. Но поскольку люди – повторюсь, существа социальные, скорее всего появится желание встретить братьев по вере.

И именно здесь человек становится особенно уязвим.

Слишком много существует на свете проходимцев, зарабатывающих очки (деньги, политические интересы, жажда власти) на том, что нельзя ни пощупать, ни просчитать, то есть на духовной жизни.

Очень легко скормить, продать голодному вместо сытной полноценной пищи вредный и безвкусный фастфуд. Хорошо, если майонез в шаурме не просроченный и булочка в хотдоге без плесени. А если еда еще и испорченная?

Еще легче человеку в духовном поиске подсунуть фальшивку. Вот заинтересовался городской человек, давно оторванный от жизни традиционного якутского улуса, обычаями и верой предков, начал искать новую информацию, а ему вместо духовной пищи предлагают покупать дешевые амулеты и книжки, в которых то про добрых и злых духов, то про астрологию, то вообще про прошлые и будущие жизни.

Бывает и интереснее. Прочитал человек Евангелие, потрясен новым знанием, мечется, ищет, где получить дополнительные знания – и тут к нему подходят доброжелательные люди: «Пойдем с нами, брат! Иисус тебя любит!» — а через несколько таких встреч он начнет узнавать, что с близкими-то надо бы поосторожнее, они нечистые, язычники, лучше бы свободное время не с ними проводить, а с братьями по вере… общину необходимо содержать, будь любезен – жертвуй, десятую часть от зарплаты откладывай… А если совсем не повезет – через некоторое время запросто можно оказаться на улице и с удивлением обнаружить, что в каком-то помрачении сознания подписал дарственную на квартиру новоиспеченному старшему брату по вере.

А ведь можно так «доувлекаться» в своих духовных поисках до того, что окажешься с автоматом где-нибудь в Ираке или со взрывчаткой в европейской столице.

Слишком много существует на свете проходимцев, зарабатывающих очки (деньги, политические интересы, жажда власти) на том, что нельзя ни пощупать, ни просчитать, то есть на духовной жизни. Как обезопасить человека в его духовном поиске?

Лично у меня ответ один. Важно видеть разницу между религией и верой. Религия – это «оформленная вера», если так можно выразиться. «Организованное поклонение», как ее определяли еще в дореволюционном энциклопедическом словаре. И до людей надо доносить информацию, знания о религии. Для этого несколько лет назад был создан школьный курс основ религиозных культур и светской этики.

А вот вера – дело совершенно другое. Вера – это очень личное чувство. Человек выбирает себе религию, опираясь на это личное чувство, но давить на него, использовать для достижения каких бы то ни было целей нельзя. Именно это имеется в виду, когда говорится о принципе светского государства: государство не имеет право навязывать гражданам никакую религию, потому что гражданин – это личность, и выбирать он может только сам или, максимум, со своими близкими, исходя из своих чувств. И именно об этом из раза в раз напоминает владыка Роман на всех встречах с молодежью: «Я не собираюсь заниматься никакой религиозной пропагандой, но каждому человеку полезно знать, во что верили его предки».

фото: stihi-i-proza.ru

14.08.2017
2
0
 671
Инокиня Евгения (Сеньчукова)

Инокиня Евгения (Сеньчукова)Смотреть все записи

автор блога «Пост от матушки Евгении»
Кандидат философских наук, журналист, пресс-секретарь Епархиального управления Якутской и Ленской епархии, проректор Якутской духовной семинарии по научной работе. Пишет стихи и чудные путевые заметки. Ведет свой блог и страничку в Фэйсбуке

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

четыре × три =