Главная » Культура » О городах и зачем мы туда едем

О городах и зачем мы туда едем

О Днях Якутии в Санкт-Петербурге и о чем-то большем

В больших городах я ощущаю себя некомфортно. Постоянное нахождение в толпе угнетает. Чувствуешь себя частью массы: безликой, безмолвной, и хочется сказать словами великого поэта, прожившего треть жизни и нашедшего в Петербурге свой трагический финал, безнадежной. Мегаполис высасывает энергию, силы, время, деньги и выплевывает нас опустошенными. Думаю, это знакомо не только мне.

Но город делает нас сильнее. Только в большой столице мы можем увидеть мир, и что в нем происходит. Так случилось и в судьбе нашего земляка Семена Андреевича Новгородова, автора первого массового якутского алфавита. Именно в Петербурге он стал лингвистом, нашел свою единственную любовь Марию Павловну, которой писал признания на чистом французском. И здесь же, в Петербурге через год после свадьбы он стремительно сгорел от болезни, обессиленный, но определивший путь развития письменности своего народа. А ведь этот путь мог бы быть совершенно другим. Подумать только — мы могли бы писать на арабской вязи!

Без поддержки наших партнеров, осуществивших как организационную, так и материальную помощь (залы предоставлялись без арендной платы), мы не смогли бы организовать такую обширную программу.

Так удивительно совпало, что во время Дней Якутии в Санкт-Петербурге прошла презентация документального фильма Эдуарда Новикова и Алексея Амбросьева о Семене Новгородове. Фильм получился достойным его памяти, эмоциональным, высокохудожественным (кто бы мог предположить иное, зная авторов!) и я бы сказал, мотивирующим.

За короткий жизненный промежуток человек смог сделать так много, провести такую колоссальную кропотливую работу, изучить многие алфавиты для того, чтобы составить алфавит своего народа, обосновать его научно и определить этим судьбу многих других алфавитов. Поражаешься его дальновидности, наполняешься чувством гордости. И международный масштаб этой личности признают известные тюркологи, продолжатели дела Семена Андреевича на его родной кафедре Восточного факультета Санкт-Петербургского университета.

Вообще слова признания и восхищения нам удалось услышать на протяжении всей поездки — от коренных санкт-петербуржцев, профессионалов и, конечно, земляков. В каких бы залах ни выступали наши артисты — везде восторженные возгласы и искреннее удивление: неужели в Якутии могут быть музыканты такого класса? Для концертного зала Мариинского театра симфонический оркестр Государственной филармонии Якутии, которой между словом всего 6 лет, выбрал наисложнейшую программу Иоганнеса Брамса, за которую возьмется не каждый столичный коллектив. И выбор оказался верным — Мариинский театр не брал с нас аренду, а даже, наоборот, взял на себя организацию трансферта и сам осуществил продажу билетов.

Подумать только, мы могли бы писать на арабской вязи!

Дружба с коллегами из Санкт-Петербурга помогла организовать и выставку Юрия Васильевича Спиридонова в Союзе художников Санкт-Петербурга, и показ фильма Татьяны Эверстовой «Его дочь» на «Ленфильме», и концерт мастеров искусства в Санкт-Петербургской академической капелле. Без поддержки наших партнеров, осуществивших как организационную, так и материальную помощь (залы предоставлялись без арендной платы), мы не смогли бы организовать такую обширную программу. И грех было не воспользоваться такой возможностью — нам оставалось просто купить билеты на самолет.

Именно эта интеллектуальная и ресурсная протекция со стороны культурной столицы России позволила нам за короткий период достигнуть высочайших результатов. Так было и сто лет назад, когда наши основатели письменности настаивали на том, что нам нужно развивать литературу. В мировой практике нет примеров, когда всего за столетие складывалась бы национальная литература: со своей драматургией, романистикой, поэтическим искусством. Конечно, это удалось благодаря богатейшему эпическому наследию, но не получив столичного образования, представители нашего народа не смогли бы так верно направить усилия всех последующих поколений интеллигенции.

«Россия состоит из вас. Если все переедут в мегаполис, России не станет…»

Так же и в музыке — только благодаря поддержке профессионалов извне мы можем развивать национальную классическое музыкальное искусство и в рамках концертной программы в Санкт-Петербурге прозвучали произведения якутских композиторов Николая Михеева, Николая Берестова, Кирилла Герасимова, Захара Винокурова. Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической капеллы легендарный Владислав Александрович Чернушенко при встрече с нами так и сказал об этом:

— Россия состоит из вас. Если все переедут в мегаполис, России не станет…

Он прекрасно помнит наш нерюнгринский хор «Соловушка», который видел всего раз и обещает снова к нам приехать.

Важно понимать, что профессиональные искусство и литература — это не просто сегмент общественной жизни или, как говорят некоторые, сфера досуга. Это способ сохранения нашей национальной идентичности. И для того, чтобы это осознать, достаточно съездить в большой город.

О Днях Якутии в Москве читайте пост Романа Мандзяка «Якутия у всех на устах. И по хорошему поводу».

13.12.2017
6
1
 1752
Владислав Левочкин

Владислав ЛевочкинСмотреть все записи

Первый заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я). А «по происхождению» -- журналист. Работал в редакции газеты «Якутия» и филиале «Российской газеты» в Якутске. Писал на разные темы – от культуры до политики и экономики.

Похожие записи

2 комментария

  1. Нюргуяна:

    0

    0

    Для того, чтобы осознать национальную идентичность, не надо ездить в большой город :))) надо всего лишь знать свой родной язык и любить свою родину

  2. Владислав Левочкин:

    0

    0

    По-вашему, чтобы осознать идентичность нужно никуда не ездить и никого не приглашать?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

девять − 2 =