Главная » Культура » Музыкальная практика

Музыкальная практика

О маэстро детского бельканто Василии Парникове

Впервые я услышал пение вокального ансамбля «Кэнчээри» в 1976 году. Это был высокохудожественный образец звучания детских голосов, идеал, к которому стремится каждый хормейстер. Познакомился с руководителем – Василием Парниковым, человеком увлеченным, который без профессионального музыкального образования смог создать замечательный творческий коллектив и за 55 лет педагогической деятельности воспитавший и выпустивший десятки талантливых исполнителей.

Еще в начале творческого пути ансамбля (1972 год) первый профессиональный хормейстер Якутии, народная артистка РС(Я), заслуженная артистка РСФСР и ЯАССР Феврония Баишева писала о Василии Парникове как о самородке, который учит детей академической манере пения и параллельно народной фольклорно-этнической манере.

А вот мнение заслуженного работника культуры РС(Я) Надежды Толбоновой: «Коллектив стал гордостью хорового исполнительства не только Якутии, но и России. Нет ему подобных детских любительских хоровых коллективов, которые бы на протяжении многих лет функционировали и достиги такого исполнительского мастерства, как «Кэнчээри». Василий Степанович воистину является феноменом в музыкальной практике».

В 1980-х годах Парников выдвинул концепцию, что детей возможно и нужно обучать сразу трем манерам пения: академической, народной и эстрадной. Тогда среди педагогов вокала академической манеры пения случился переполох! Как? Ведь это два разных, взаимоисключающих стиля.

Здесь нужно пояснить, что якутское народное пение имеет свою специфичность и требует достаточную подготовку и особое мастерство. Вокалисты-академисты всегда считали и считают, что народное пение портит академический голос, так как является «горловым». Но Василий Степанович решился доказать на практике обратное. И результаты налицо. Все дети ансамбля могут и умеют петь в академической манере, народной (фольклорно-этнической) и эстрадной.

В 2009 году ансамбль впервые в Якутии поставил детский вариант оперы «Нюргун Боотур Стремительный» Платона Ойунского на либретто Суорун Омоллоона, музыку Марка Жиркова и Георгия Литинского по сценарию и режиссуре Василия Парникова. Постановка оперы-олонхо в детском варианте имела большой успех. Ее запись служит наглядным пособием и на уроках музыки, и на уроках якутского языка.

Коротко о личности Василия Парникова. Он родился в мае 1945 года в семье сельских тружеников, колхозников. Мама Евдокия Семеновна была дояркой, отец Степан Николаевич — председателем колхоза. В семье никто не занимался музыкой.

На участке, где жила семья, не было ни радио, ни телевидения. В четыре года Василий вдруг услышал звуки гармошки. И это было чудо! Маленький Вася не отходил от гармошки. После смерти отца, живя и обучаясь в интернате, Вася познакомился с нотами и духовыми инструментами (в интернате был духовой оркестр, в котором играли воспитаники интерната). Там же научился  играть на баяне.

Трудовую деятельность он начал в 1963 году художественным руководителем Дюпсюнской средней школы. Работал учителем истории, музыки, физкультуры в Оспёхской, Наяхинской школах.

Создавался знаменитый Наяхинский хор, который позже стал народным танцевально-хоровым коллективом. Хор организовал талантливый хормейстер Семён Гаврильевич Васильев.

Василий Степанович пел в Наяхинском хоре 12 лет. Он был и певцом хора, и солистом, выполнял работу старосты хора и комсорга. Деятельность В.С. Парникова в Наяхинском хоре послужила ему своеобразным музыкальным унивеситетом. Он всю жизнь продолжал учиться, повышая квалификацию музыканта-хормейстера.

Владимир ЖИРКОВ,
преподаватель Якутского педагогического колледжа,
заслуженный работник образования РС(Я),
Отличник просвещения РФ,
Отличник Всероссийского хорового общества

30.01.2019
3
0
 2861
Юлия Ходулова

Юлия ХодуловаСмотреть все записи

редактор раздела "Почтовый ящик"

Болеет за малое предпринимательство и экологию. Одна из самых любимых тем – туризм. Хорошо знает, что волнует читателей, поскольку несколько лет вела в газете специализированную рубрику.

Окончила историко-филологический факультет ЯГУ им. М.К. Аммосова.

Работала на кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета ЯГУ.

В «Якутии» с 1993 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

5 − 1 =