Главная » Новости » Мусорный ветер перемен

Мусорный ветер перемен

С четвертой попытки для Якутска и еще четырех близлежащих районов был определен единый региональный оператор по обращению с отходами. В течение ближайших 10 лет все мусорные вопросы в Якутске, Жатае, Горном, Намском и Хангаласском районах будет решать компания «ЯКУТСКЭКОСЕТИ». О том, вырастут ли «мусорные» тарифы, и когда в столице появится мусоросортировочная станция, ЯСИА рассказал генеральный директор компании Денис Тон.


Новая система обращения с твердыми коммунальными отходами вступит в силу 1 января 2019 года. Суть реформы оборота отходов заключается в четко отлаженной цепочке: контейнер — мусороперегрузочная станция — сортировка — объект размещения твердых коммунальных отходов (ТКО). Координацию всех этапов процесса обращения с мусором (от сбора до уничтожения незаконных свалок) в границах определенного региона берут на себя региональные операторы по обращению с ТКО.

Компания «ЯКУТСКЭКОСЕТИ» была выбрана региональным операторов в Центральной зоне Якутии, куда входит Якутск, Жатай, Горный, Намский и Хангаласский районы. Статус оператора организация получает после прохождения конкурса не менее чем на десятилетний срок.

 

ВСЕ ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ

Можете вы кратко охарактеризовать обязанности регионального оператора?

— Если совсем коротко — организация всей деятельности по обращению с ТКО с момента их забора с точки накопления, проще говоря, «мусорки», до захоронения. В перечень наших обязанностей входит сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов.

Нас представляют этаким монстром-монополистом, которого создали, чтобы он уничтожил малый бизнес

Подчеркну, — организация. Не надо представлять нас  монстром-монополистом, которого создали, чтобы он уничтожил малый бизнес. Основная наша задача — выстроить отношения между всеми субъектами на рынке, их консолидация и приведение к единым нормам и стандартам.

— Как сейчас регулируется  деятельность перевозчиков мусора?

— Сейчас УК платят перевозчикам за фактический вывоз мусора. При этом цены на вывоз не регулируются, устанавливаются транспортировщиками самостоятельно  на договорной основе с управляющими компаниями. Это создает большие проблемы. Условно, УК платит водителю мусоровоза 100 рублей, из которых 89 рублей составляет цена за размещение мусора на полигоне. Понятно, что в надлежащее место он мусор не везет, а едет в ближайший лес, вываливает мусор там, и на этом дело заканчивается.

Самое надежное средство борьбы с незаконными свалками — передавать деньги перевозчикам только после доставки отходов в надлежащее место

Со следующего года перевозить отходы будут только те организации, которые выиграли конкурс на право перевозки и  заключили договор с регоператором. Ну и, разумеется, они должны будут иметь лицензию Росприроднадзора. Кроме того, они будут получать деньги от регионального оператора только после доставки отходов в надлежащее место переработки или хранения. Это самое надежное средство борьбы с незаконными свалками.

 

МУСОРОВОЗ ПОД КОЛПАКОМ

 

— Как вы сможете это проверять?

— Мусоровоз должен будет иметь на борту средство инструментального контроля. Это позволит узнать все об автомобиле, совершающим вывоз мусора. Информация будет доступна на интерактивном сайте, который мы запустим до конца года. Например, якутяне смогут видеть, где находится мусоровоз, на каких точках был и на какие поедет. На сайте также будут публиковать фотографии санитарных точек – до и после загрузки мусора.

Якутяне увидят, где находится мусоровоз, на каких точках был и на какие поедет. Информация будет доступна на интерактивном сайте, который мы запустим до конца года.

Также будет работать система гибкого реагирования на обращения. Если позвонит человек и расскажет нам про переполненные контейнеры на санточке, в течение 30 минут прибудет мусоровоз и все вывезет. И естественно, мы разберемся из-за чего сложилась такая ситуация. Сейчас мы ведем подготовку конкурсной документации по отбору фирм-перевозчиков. Конкурс объявят в течение месяца. Согласно закону, к середине августа они уже должны быть определены.

 

«ЗЕЛЕНЫЙ» ПОЛИГОН И СОРТИРОВКА ПЛАСТИКА

 

— Уже многие годы идет речь о создании в Якутии современного полигона ТКО и мусоросортировочной станции.

— Да, сейчас идет разработка проектно-сметной документации этих объектов. Процедура займет не менее 11 месяцев. Однако, параллельно мы начнем все подготовительные работы, закажем оборудование для мусоросортировочной станции. Надеемся, что нам удастся к сентябрю следующего года запустить и полигон, и станцию. Объем финансирования обоих объектов в рамках концессионного соглашения составляет 900 млн рублей.

— Где будет располагаться мусоросортировочная станция? И куда будет поступать отходы, которые через нее прошли?

— Рассматривается два варианта: 26-й км Вилюйского тракта и  Базовый переулок. Решение будет принято по итогам проверки грунтов на обоих земельных участках. Мощность объекта составит не менее 120 тысяч тонн отходов, этого вполне достаточно для нашего города.

 

По поводу размещения мусора могу сказать, что в законе установлен запрет на размещение определенных видов отходов на полигоне, прежде всего, полезных фракций, которые можно повторно использовать в хозяйственном обороте. Это бумага, пластик, стекло. Их мы будем направлять на глубокую переработку. Неутилизируемый же остаток будет измельчен, спрессован и в этом виде доставлен на полигон. Такой способ позволит исключить горение мусора и сделает его хранение компактным.

— Что будет из себя представлять полигон ТКО?

— Полигон ТКО будет располагаться на 26-м км Вилюйского тракта на участке площадью около 50 гектаров. Устроен он будет иначе, чем действующий. Размещаемые там отходы никак не будут соприкасаться с окружающей средой. Изоляция будет обеспечена благодаря многослойному покрытию, системе сбора инфильтрата, отвода свалочных газов и ряду других решений. Это будет высокотехнологичный объект, соответствующий всем природоохранным требованиям.

Размещаемые на новом полигоне отходы никак не будут соприкасаться с окружающей средой.

— Какова дальнейшая судьба действующего полигона на 6-м км Вилюйского тракта?

— Он будет рекультивирован. Работу начнем после постройки нового полигона. На этот проект требуется порядка 300 млн. По завершению работ его экологическая опасность будет минимальной.

— Ранее вы сказали, что отсортированный мусор будет отправлен на глубокую переработку. Кто будет этим заниматься?

— Да, отсортированные отходы – бумага, пластик, стекло – в дальнейшем нуждаются в глубокой переработке. Это достаточно дорогостоящая процедура, поэтому мы сейчас рассматриваем возможность проводить ее за пределами республики, в частности, в Комсомольске-на-Амуре. В этом городе работает Амурский целлюлозно-картонный комбинат, которое обслуживает несколько регионов одновременно. Ситуация складывается такая, что чем больше производства, чем ниже себестоимость одной единицы.

Глубокую переработку отходов мы планируем проводить в Комсомольске-на-Амуре

Тем не менее, у нас есть местные предприниматели, которые изъявляют желание заниматься глубокой переработкой пластика. Мы готовы их поддержать, предоставить площадку и электрические мощности, лишь бы люди этим занимались.

— Сообщалось, что жилищную услугу «Вывоз мусора» заменят на коммунальную услугу «Обращение с твердыми коммунальными отходами». Подорожает ли она после столь масштабных изменений в системе обращения с отходами?

— Стоимость вывоза мусора составляет от 3 до 5% от общей стоимости коммунальных и жилищных платежей. Даже если что-то и повысится, то это будет настолько незначительное повышение, что люди его просто не заметят. Рост тарифов мы чувствуем за счет тарифов на отопление, горячую воду и электроэнергию.

 

ЗАКОН НЕ ПОД НАС ПИСАН

 

— Есть ли какие-то какие-то нерешаемые на данный момент трудности?

— Да. Как я говорил ранее, закон запрещает размещать на полигоне определенные типы отходов – бумагу, пластик, резину, картон. Соответственно, он должен быть отсортирован. Но как мы можем требовать от малонаселенных и труднодоступных населенных пунктов строительства сортировочной линии с учетом ее стоимости и издержек? А ведь речь еще идет и о транспортной составляющей для глубокой переработки. Это возможно, но тогда тариф будет гигантский. Здесь имеется большой пробел в федеральном законе, ведь его писали для европейской части России и не подумали, что у нас множество отдаленных поселений.

— Насколько, на ваш взгляд, реализуема в Якутии идея раздельного сбора мусора на данном этапе?  

— Есть два пути  как добиться раздельного сбора отходов. Первый — тот, по которому пошли Европа и Япония. Там вы можете купить в магазине либо простой пакет для мусора, либо пакет со штрих-кодом, который служит для определенного вида отходов: стекла, пластика, пищевых отходов, бумаги. Пакеты для сортировки в Японии продаются за 400 рублей, но они все равно дешевле простых. Штрафы за несортировку мусора по пакетам и пользование пакетами без штрих-кодов  просто огромные. Это заставляет население соблюдать принципы раздельного сбора.

Второй путь — просветительская работа с населением, организация системы низового общественного контроля. Но практика показывает, что это ощутимых результатов не дает. Кроме того, при такой системе сбора расходы увеличиваются непомерно. Если вы в домохозяйстве делите отходы на три части – стекло, бумага, пластик, то к вам придется ездить трем разным машинам. Это все приведет к непомерному удорожанию тарифа.

Мы выбрали середину — у нас будет работать предприятие по сортировке мусора, которое будет гарантированно выполнять эту работа. Это надежнее, чем полагаться на людей.

— Когда новая система по обращению с отходами заработает полностью?

— Система должна заработать 1 января 2019 года. Естественно это будет сложный период, в течении полугода будем обкатывать все механизмы взаимодействия. Думаю, что к концу года большинство узких моментов мы преодолеем. И тогда ни у потребителей, ни и у коллег, работающих в отрасли обращения с отходами, вопросов уже возникать не будет.

ЯСИА

18.07.2018
0
0
 169

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

восемнадцать − одиннадцать =