Главная » Общество » Между газетой и планшетом

Между газетой и планшетом

Анатолий Бравин об информационных предпочтениях якутян

Какую информацию якутяне ищут прежде всего? Что популярнее и что вызывает большее доверие – интернет, ТВ или печатные СМИ? Своим мнением с интернет-газетой «Якутия» делится человек, который знает, как обстоят дела сегодня, и может дать прогноз на завтра, — руководитель Информационного центра при Главе РС(Я), кандидат философских наук Анатолий БРАВИН:

 Рейтинг тем

— Экономика, здравоохранение, социальные проблемы – эти темы лидируют в рейтинге интересов якутян. Но надо понимать, в каком именно ракурсе. Например, в публикациях на экономические темы люди ищут прежде всего что-то полезное, например, советы, как реализовать собственный проект, вести свой бизнес.

Интересуют читателей и все остальные стороны жизни – политика, культура, спорт. Кстати, тема спорта тоже очень популярна. Именно здесь мы получаем то, что нам так нужно – сопричастность победе. Люди соскучились по тем временам, когда на различных крупных соревнованиях наши спортсмены занимали весь пьедестал. Гордость победителей – то, на чем мы воспитаны, но сейчас этого остро не хватает.

И, надо признать, повышенный интерес вызывает информация с оттенком скандальности. Кто сколько украл, у кого с кем конфликт. Всегда востребованы криминальные новости. Негатив гарантированно подогревает интерес аудитории.

Много действительно заслуживающего внимания проходит мимо нас потому, что сами создатели событий не умеют их должным образом упаковать, не привлекают соответствующих специалистов.

Разумеется, власть – объект критики №1, это так всегда и везде, все мы любим ругать власть. При этом есть прямая зависимость между удовлетворенностью граждан деятельностью того или иного органа власти и тем, как эта деятельность освещается в СМИ. То есть чем чаще и полнее – тем лучше.

Мне кажется, еще не все руководители органов власти, да и компаний понимают всю важность работы со СМИ. Скажем, состоялось некое событие – совещание или конференция, пригласили прессу, а журналисты не пришли. Ну потому что кому интересно чисто рабочее мероприятие, где соберутся специалисты и будут долго обсуждать какую-то свою узкую тему? Хотя там, на самом деле, может оказаться много важного и полезного. Но так надо же было суметь заинтересовать! Например, подготовить такой пресс-релиз, чтоб «зацепило» журналистов, пообщаться с ними, тогда бы нужная информация дошла до широкой аудитории.

Для современного человека удобен следующий алгоритм потребления информации: с утра и в течение дня – интернет, вечером – телевидение, и в конце недели — газеты.

Вообще много действительно заслуживающего внимания проходит мимо нас потому, что сами создатели событий не умеют их должным образом упаковать, не привлекают соответствующих специалистов.

Источники информации

Для современного человека удобен следующий алгоритм потребления информации: с утра и в течение дня – интернет, где человек быстро просматривает новости, иногда просто заголовки, вечером – телевидение, это уже закрепление и развитие тем дня с элементами аналитики (не всегда так происходит в реальности, но это то, чего люди ждут) и в конце недели — газеты. Времена, когда газеты были главным источником новостей, давно прошли, теперь от печатных изданий ждут аналитики.

Посетители информационных сайтов не делают различий между СМИ и не-СМИ. У нас ведь много интернет-ресурсов, обладающих признаками средства массовой информации – регулярное обновление, публикация новостных и авторских материалов. Есть ли у них свидетельство, выданное регистратором, или нет — нам, потребителям информации, неважно. А важно становится ну разве только, когда возникает конфликт и появляется необходимость заглянуть в учредительные документы. При этом понятно, что у СМИ больше ограничений и ответственности, которые на них налагает закон.

Любопытно, что популярность того или иного источника информации и доверие к нему не всегда совпадают. Вот, к примеру, такой источник информации — WhatsApp. Его сегодня использует добрая половина якутян, но при этом почти половина пользователей ему не доверяет.

На первом месте и по популярности, и по степени доверия у якутян – телевидение. Новостные сайты сегодня среди жителей республики уже немного популярнее газет и журналов, зато печатным СМИ больше доверяют.

Есть три критерия, от которых зависит успех любого издания – оперативность, объективность/достоверность и интерес. Безумно сложно добиться высокого уровня по всем трем, но иногда «выстреливает» и один. И иногда в погоне за оперативностью страдает достоверность. Да, в мире нет ничего идеального, но, думаю, стремление к идеалу принципиально важно в профессии журналиста.

 Прогноз

— Чем дальше, тем больше читатель (да и зритель) будет уходить в интернет, это неизбежно. А что делать? Вся жизнь в смартфоне! Там расписание на день, какие-то заметки-шпаргалки и там же новости.

Кто сейчас спорит о целесообразности «бесплатизации» государственных газет? Журналисты и чиновники – три процента населения. Все остальные говорят: это здорово!

Понравившейся статьей в интернете я могу поделиться быстро с каким угодно числом людей и мне не надо для этого с ними встречаться, а газету могу передать максимум одному, из рук в руки.

В части обеспечения одной из важнейших функций СМИ — оперативной доставки информации, конечно же, газеты уступают электронным ресурсам. Это означает, что печатные СМИ в некоторой степени становятся элитарными. Элитарными в смысле возможностей для публикации аналитики, материалов, рассчитанных не на клиповое восприятие, а на серьёзный диалог с читателем. Так что печать, несмотря ни на что, жива, не только здравствует, но и развивается.

 О роли государственных СМИ

— Если говорить о госСМИ, то им очень сложно сегодня — они своего рода заложники ситуации. Ситуации, которая обусловлена тем, что, с одной стороны, они не могут позволить себе писать только негатив или только о криминале, а ведь это именно то, что нравится среднему читателю, а с другой —  они должны информировать об официальных событиях и мероприятиях, публиковать официальную информацию, а это именно то, что совсем не нравится тому же среднему читателю. Соответственно, то, что они публикуют, должно быть, по меньшей мере, читабельным, а по большей — интересным!  При этом давно известно, что не всякая правда интересна, как правило, она скучна. Поэтому гораздо увлекательней ее приукрасить, в погоне за интересностью придумать откровенную неправду или выдать за неё разного рода домыслы. Но государственные СМИ такого делать не станут. В этом смысле, думаю, работать с правдой — это по силам только самым талантливым журналистам!

В последние годы это начинает приносить свои плоды — государственные СМИ становится читать все интереснее. Это ощущают и читатели — по данным наших опросов: если в рейтинге популярности государственные СМИ уступают негосударственным, то в рейтинге читательского доверия они занимают первые строки.

Роль государственных печатных изданий в информировании населения – одна из главных. Газеты — это прежде всего печатное слово во всей его значимости. От написанного не откажешься, информация в официальной печати имеет полную юридическую значимость.

Нельзя забывать и о том, что примерно для 15 — 30 процентов населения традиционные печатные СМИ — единственный источник информации. Скорее всего, это постоянная (некая константная составляющая) доля взрослого населения, которая никогда не изменит привычным для себя источникам информации. Об этом можно судить по опыту развитых в цифровом отношении стран, например Японии, Южной Кореи и Сингапура, где, несмотря на высочайший уровень использования IT, доля продолжающих покупать газеты именно такова.

И нынешнюю «бесплатизацию» государственных газет, как показало наше исследование, большинство якутян приняли на ура. Кто сейчас спорит о целесообразности этого решения? Журналисты и чиновники – три процента населения. Все остальные говорят: это здорово!

 

18.09.2017
9
1
 1689
Ирина Васильева

Ирина ВасильеваСмотреть все записи

выпускающий редактор сайта

Написав за годы журналистской работы столько материалов и статей на различные темы, что хватило бы на солидное собрание сочинений, плотно занялась редактированием журналистских сочинений, пока еще не своих.

Окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Работала в газете «Эхо недели», Якутском-Саха информационном агентстве (ЯСИА), филиале «Российской газеты» в Якутске.

В «Якутии» с 2009 года.

Похожие записи

2 комментария

  1. Валерия:

    0

    0

    Хороший материал. Однако сама тема статьи интересна только, наверно, самим журналистам. Тем более, что у нас в республике очень много всякого рода СМИ. Поэтому появляется желание узнать: какие СМИ у нас пользуются доверием, а какие популярны. Так сказать, конкретизировать ситуацию. А Информационный центр, по всей видимости, обладает методами составления рейтингов. Хотелось бы, чтобы он ежеквартально или раз в полгода составлял медиарейтинг местных СМИ, который публиковался бы на всеобщее обозрение. Это послужило бы стимулом для многих изданий.

  2. Анатолий:

    0

    0

    Спасибо за проявленный интерес и к теме, и к материалу, а также за предложения. На заметку возьмём. Был бы только заказчик.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

3 × 1 =