Главная » Версии с Виталием Андриановым » Местное производство без якутского колорита

Местное производство без якутского колорита

Обеспечить рынок якутским мехом возможно только за счет звероферм, «дикий мех» из тайги — роскошь.
Фото: Иванов Иван

Приоритетной целью для республики названо развитие местного производства, при этом говорится о том, что бренд «Сделано в Якутии» уже как таковой есть, нужно просто его раскручивать еще дальше и шире, заодно наполняя объемами и разнообразием производимых у нас и нашими руками товаров. Я думаю, здесь, для начала, надо четко понять, что нам нужно: имидж или экономика?

Вот что сейчас называют составляющими этого самого бренда «Сделано в Якутии»? Алмазы-бриллианты, само собой, и прочая ювелирка. Молодцы наши, что освоили выпуск достаточно бюджетных изделий с бриллиантами, в том числе на серебре, которые доступны многим. Но все равно, как ни крути, это предметы роскоши, это не про экономику. Рынок, причем изрядно волотильный, пусть сам с этим разбирается, тем более на этом направлении особых проблем не видно, кроме падения доходов населения, что плохо сказывается на потреблении роскоши.

Что еще? Меха? Есть мнение, что естественным образом дикий пушной зверь у нас никогда не будет бегать свободным выпасом в таких количествах, чтобы его хватило на отрасль экономики. Да и охотники имеют свой предел возможностей. Если развивать то, что сейчас имеется и теми же мерками, то снова мы упираемся в то, что это – предметы роскоши, тем более цены нам говорят о том же. Значит, снова не про экономику.

Хотя экономика здесь возможна, но за счет создания звероферм, где будут выращивать конкретно мех, причем, он будет прямо под рукой и бегать за ним не надо, и именно в тех объемах, чтобы начало работать правило: «масштабы производства сокращают издержки». Да такие масштабы, которые позволят всю республику одеть в дешевые, подчеркиваю дешевые якутские меха, еще и другие регионы России одевать. А международный экспорт, все же, связан с массой дополнительных издержек и жесткой конкуренцией, поэтому туда как раз предметы роскоши и за дорого, по большей части, ради имиджа.

Еда? Рыба, жеребятина, говядина? Рыба – разговор отдельный, но очень показательный, тот самый случай, когда имидж есть, бренд есть, а отрасли по сути нет вообще, в пожаре на Чокурдахском заводе сгорели даже намеки на иллюзию об экономике этого бренда.

Жеребятина и говядина… Один мой родственник натуральной местной говядиной считает только мясо настоящей коровы якутской породы, которая пастись забирается и в тайгу, ну или в подлесок, и ест побеги брусники и прочие ростки, которых нет в сене и обычном корме и прикормках, и зимой как полагается копытит. Таких коров по определению не может быть много, настолько много, чтобы и соседние регионы, и республику накормить. С жеребятиной та же история, не может быть табуна в 10 тысяч лошадей, копытящих корм из-под снега. Это деликатесы, не настолько исключительные, но все равно деликатесы, в том смысле, что этого мяса не может быть очень много и очень дешево, значит, деликатесы.

Так и что получается? Все что мы имеем на сегодня под понятием бренда «Сделано в Якутии» — роскошь и деликатесы. Это имиджевые товары, которые собственно к экономике, к цели самостоятельно самим себя накормить и еще и вывозить на продажу, отношение имеют косвенное. Плюс, это традиционные отрасли, которые имеют больше отношения к культуре, к наследию и традициям, нежели к современному рынку.

А экономику собственного производства нам еще только предстоит создать. Под экономикой я имею ввиду действительно массовое производство, причем предельно автоматизированное, которое своей массовостью перекроет издержки завоза всего недостающего, а это очень много чего, и на выходе мы будем иметь действительно народный товар по очень доступным ценам. Кому надо и кто может – купит деликатесы и эксклюзивные брендовые вещи. Но основная цель совсем другая.

Так что в виде версии о том, как нам достичь целей развития собственного производства, предлагаю имидж и бренд вывести отдельной строкой и не заострять на нем внимание, а заняться действительно экономикой и производством. В которых, кстати, будет минимум якутского колорита, потому что для массового рынка обилие исключительных эксклюзивных признаков — это либо дополнительные издержки, либо удорожание стоимости (смотря с какой стороны прилавка смотреть), а по сути и то, и другое сразу.

Чтобы накормить Якутию, придется создать неякутское производство. А прославляет нас и вызывает нашу гордость, которая на сытый желудок даже лучше ощущается, пусть имиджевая эксклюзивная продукция бренда «Сделано в Якутии».

07.02.2017
3
0
 972
Виталий Андрианов

Виталий АндриановСмотреть все записи

Автор блога «Версии»
О чем бы ни писал, будь то политические баталии или тенденции в экономике, всегда вытаскивает самую суть явления. Порой находит любопытные аналогии, что свойственно любителям истории.
В журналистике с 1992 года. Сотрудничал с газетами "Молодежь Якутии", "Якутия", "Наше Время", различными фанзин-изданиями. Работал на разных должностях в газетах "Компьютерра+Якутск", "Молодежь Якутии", "Наше Время", возглавлял Бюро ИА "Интерфакс" в РС(Я).
Работал в "Якутии" в 2013-2017 гг., последние полтора года - на посту главного редактора.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

два × 1 =