Главная » Культура » Любимый олонхосут Аммосова и Ойунского

Любимый олонхосут Аммосова и Ойунского

О Тимофее Захарове-Чэбий

Его любили слушать и белые, и красные. Сам он встал на сторону красных и чуть не поплатился за это жизнью, но его спасло олонхо.

Тимофей Захаров‑Чэбий родился в селе Эмис Амгинского улуса в год черной оспы (1868‑й) в семье бедняка. С детства батрачил у местных богачей, потом ушел из родных краев на заработки — служил в Нелькане в купеческой лавке, валил лес на приисках в Бодайбо. И везде его сопровождала слава олонхосута-сказителя. Она же его и спасла в гражданскую: в 1920–21 годах он стал членом сельсовета, был захвачен белобандитами в плен вместе с двумя товарищами. Их расстреляли, а Чэбия заперли в холодном амбаре, избивали и… заставляли сказывать олонхо.
Позже Чэбий был избран председателем сельсовета, открыл в селе школу, организовал один из первых колхозов в республике.
Близкий родственник Чэбия Петр Захаров писал в своих воспоминаниях: «Когда Чэбий приезжал в город, его приглашали Максим Аммосов и Платон Ойунский. Однажды Аммосов спросил Чэбия: «Какая у вас семья, сколько скота?», на что тот ответил скороговоркой: «Одна жена, две дочери, да сирот своего брата воспитываю. Всю жизнь крутился, чтобы заиметь 100 коров, да на сегодня не хватает девяноста девяти». «Значит, всего одна корова?» — спросил Максим Кирович под дружный смех присутствующих.
Преподаватель ЯГУ Филипп Семенов рассказывал: увидев сову на жерди, Чэбий воспевал ее в течение целого часа.
Импровизаторским талантом олонхосута восхищалась вся Якутия. В 1922 г. в Бютейдяхе (Мегинский улус) на большом ысыахе-сандама благодарные слушатели подарили сказителю коня. В 1924 г. Чэбий был гостем ысыаха в селе Ой-Бэс (ныне Павловск), куда его пригласил председатель волревкома, герой гражданской войны Г. О. Петров‑Халлааскы, и там два дня и две ночи исполнял олонхо. Ойунский и Аммосов, участвовавшие в празднествах, попросили Чэбия исполнить песню богатыря перед битвой со злыми силами. По свидетельству очевидцев, оба были восхищены, а на следующее утро перед отъездом Аммосов выразил желание еще раз послушать описание богатырского коня. Олонхосут сам об этом рассказывал своему ученику, с пяти лет ходившему за ним по пятам, — будущему народному поэту Якутии Владимиру Новикову–Кюннюку Урастырову. Кстати, воссозданное Урастыровым олонхо «Тойон Джагарыма» основано на эпическом тексте Чэбия.
Своим учителем его считали известные олонхосуты Р. Васильев, У. Нохсоров, Е. Иванова, Н. Абрамов‑Кынат, И. Бурнашев‑Тонг Суорун. Известно, что стиль и манеру пения Чэбия перенял Устин Нохсоров, впоследствии ставший заслуженным артистом Якутской АССР. Традиция передается из рук в руки, из уст в уста…

Екатерина Уварова,
отличник образования РС(Я), краевед.

«Якутия», 14 декабря 2017 г.

26.12.2017
4
1
 783

Газета "Якутия"Смотреть все записи

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

1 × 4 =