Главная » транспорт » Километры проблем

Километры проблем

Якутские дальнобойщики о налогах, дорогах и жизни за рулем

На прошлой неделе в Якутске прошел I Съезд дальнобойщиков Якутии. Около двухсот водителей из 17 районов республики прибыли в столицу региона для того, чтобы обсудить актуальные вопросы взаимодействия с бизнесом, властью и надзорными органами. По крайней мере, так считают организаторы съезда. На деле главными темами встречи стали безопасность на дорогах и, конечно, «Платон». Водители большегрузов сошлись во мнении: федеральная система взимания платы с грузовиков «не для нас».

Профессия – жизнь

Дальнобойщик Никита Порядин за рулем 40 лет. Каждый его рейс начинается с одного и того же ритуала — осмотра машины. К слову, это не просто привычка, а необходимость. Остановка на ремонт в заснеженной тундре может обернуться чрезвычайной ситуацией, справиться с которой бывает не под силу даже самым опытным водителям.

Работать дальнобойщиком может не каждый, уверен Никита Игнатьевич. Возить грузы нужно по всей республике. Рейсы из Нерюнгри в Саскылах – райцентр Анабарского улуса, например, не редкость. Расстояние в пути несколько тысяч километров, дорога занимает больше двух недель. А ведь еще нужно вернуться обратно. Так что в машине приходится жить. «На это способны только фанаты своего дела, среди нас нет слабых», — говорит мой собеседник.

Быть сильным не только физически, но и морально для дальнобойщика — обязанность. Ведь он несет ответственность за груз, который нужно доставить вовремя. Любое, даже самое мелкое отставание от плана — это задержка и потеря денег. А ведь почти у каждого шофера есть семья, ради которой он и работает, проводя недели и месяцы за рулем.

Не отпускают «баранку» дальнобойщики и выходя на пенсию. Уже как три года Никита Порядин на заслуженном отдыхе. Недавно он купил китайский самосвал и теперь возит уголь в направлении Чурапча – Харбалах — Амга. Работа нервная. Добавьте букет профессиональных заболеваний — чаще всего страдают желудок, спина и почки.

В пути случается всякое, но вопреки стереотипам, больше всего дальнобойщики боятся не краж и не штрафов. Самое тяжелое — это ночные рейсы и изматывающее однообразие дорог.

Отдых вне времени

Как и все, кто приехал на первый съезд дальнобойщиков Якутии, Никита Игнатьевич ожидал услышать здесь ответы на наиболее острые вопросы. Среди них — необходимость установки в машинах тахогрофа, предназначенного для учета труда водителей. Иными словами, он следит за временем, которое шофер провел в пути. После четырех часов дороги аппарат напоминает об отдыхе. Минимум 40 минут. Еще четыре часа в пути, и отдыхать уже нужно девять часов. Иначе штраф.

Никита Порядин, дальнобойщик: — Только представьте, что произойдет, если мы будем следовать этим правилам! Утром, после девятичасового перерыва на морозе, машина попросту не тронется с места. Если в центральных регионах страны, водители могут себе позволить отдыхать необходимое количество часов, то в Якутии с нашей суровой зимой это просто невозможно. У нас совершенно иные климатические условия, и это обязательно нужно учитывать.

ГИБДД: «С нас требуют, и мы требуем»  

Тем временем гаишники лишь разводят руками. По словам начальника регионального УГИБДД Самсона Чупрова, с начала года в республике отмечается рост дорожно-транспортных происшествий. Влияет ли на эту статистику отсутствие тахографов?

«За первый квартал 2017 года в Якутии зарегистрировано 216 ДТП, в которых погиб 21 человек, еще 287 получили травмы. Чаще ДТП происходят за пределами населенных пунктов, на федеральных и региональных трассах. Среди основных причин отмечается нарушение водителями режима труда, в результате чего человек становится невнимательным, теряет координацию действий, засыпает. Обязанность водителей большегрузов устанавливать тахографы придумана не нами. Принят федеральный закон. С нас требуют — и мы требуем. В республике есть организации, имеющие лицензию на установку соответствующего оборудования. Оно должно быть у каждого дальнобойщика», — подчеркнул глава ведомства.

«Платон» бьет по карману

Еще одна «головная боль» дальнобойщиков — отечественная система «Платон», получившая своё название от словосочетания «плата за тонны». Деньги, которые водители обязаны отдавать за каждый километр пройденного пути, поступают в Дорожный фонд страны, а оттуда распределяются на ремонт автомобильных дорог федерального значения.

«Получается тройное взимание налогов. Мы платим транспортный налог – раз, акциз на топливо – два, и теперь «Платон». Опять же в сравнении с другими регионами страны подобная система никак не подходит для Якутии. Значительно отличаются расстояния между районами и качество дорог. Стоит сказать, что такого мнения придерживаюсь не только я, но и все мои коллеги. Мы бы хотели обратить внимание правительства на эту проблему, которая должна быть обозначена на федеральном уровне», — говорит Никита Порядин.

Северный завоз

Отметим, в рамках съезда были организованы несколько дискуссионных площадок, участники которых обсудили вопросы контрольно-надзорной деятельности и формирования условий для развития предпринимательства в сфере грузовых перевозок. Свои предложения к органам исполнительной и местной власти дальнобойщики резюмировали на пленарном заседании съезда, единогласно приняв резолюцию.

Отдельной темой встречи водителей большегрузов стал северный завоз. О нем же, несколькими часами ранее, на совещании межведомственной комиссии по координации перевозки грузов в зимний период говорили члены кабмина Якутии. Власти региона намерены усилить работу дорожных служб, а также скорректировать сроки и схему завоза грузов в северные и арктические улусы.

Напомним, в этом году на поздние сроки открытия автозимников в республике повлияли не только сложные погодные условия, но и нехватка спецтехники на местах. «Отстраняйте тех подрядчиков, кто не справился или пусть они приобретают дополнительную технику», — заявил первый вице-премьер Якутии Алексей Колодезников.

Добавим, в этом году правительство намерено отказаться от услуг субподрядных организаций в Усть-Янском и Верхнеколымском районах. Среднеколымские и нижнеколымские автодороги будут переданы в ведение казённого предприятия «Дороги Арктики». Кроме того, в селах Сасыр, Чумпу-Кытыл, Сайдыы и Зырянке будут построены ремонтно-дорожные пункты.

12.05.2017
4
0
 6828
Рудольф Сахаров

Рудольф СахаровСмотреть все записи

Общественно-политическую тематику осваивает уже со студенческой скамьи. Молодой журналист успешно работает в газетном и телевизионном формате.
Окончил Высшую школу печати Санкт-Петербургского государственного университета технологий и дизайна по специальности «Журналист».
В студенческие годы работал внештатным корреспондентом газеты «Якутия», «Комсомольская правда Петербург», а также программы «Доброе утро» «Первого канала» и службы информационных программ НВК «Саха».
Работал в редакции «Якутии» в 2015-2017 гг.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

один + девять =