podpiska
Главная » Общество » Как татар в Сибирь ссылали

Как татар в Сибирь ссылали

Первые переселенцы из их числа появились на берегах Лены во второй половине XVIII века

Именно в Заложной части Якутска сохранилась наиболее древняя историческая архитектура города. Многие строения, к сожалению, уже безвозвратно утеряны, но еще остались дома конца XIX – начала ХХ веков. Среди них есть не только архитектурные шедевры, но и здания, примечательные проживавшими в них людьми, где складывалась живая история нашего древнего сибирского города.

История освоения Залога таит в себе еще немало неизвестных страниц. Одна из них приоткрылась недавно в ходе исследовательских работ группы энтузиастов-краеведов. Ими обнаружен дом, представляющий культурно-историческую ценность. Это татарский молельный дом или как они его сами называли – мечеть. Хотя назвать ее таковой вряд ли возможно, хотя бы потому, что рядом с ней не был построен полагающийся в таких случаях минарет.

Салам, братья!

Один из подробнейших планов старого Якутска был составлен в 1916 году Пантелеем Поповым, кстати, родным братом первого профессионального художника Якутии Ивана Попова. Так вот на нем дом по адресу: улица Ярославского, 40/1 (бывшая Полицейская) обозначен как татарский молитвенный дом.

Нами обнаружены статистические сведения о мусульманах Якутской области, представленные в Департамент духовных дел МВД канцелярией губернатора области от 5 июня 1913 года, где говорится, что в начале XX века: «В Якутске и округе проживало 624 мусульман, из них татар – 516, башкир – 39, киргизов – 59. В то же время в Олекминске и округе – 47 татар. В Верхоянском округе – трое татар, в Колымском – четыре. Таким образом, всего по Якутской области было 1172 мусульман, из них татар – 1067, киргизов – 69, башкир – 42. В области было два молитвенных дома – в Якутске и Олекминске, две русско-татарских школы: в Якутске обучалось 35 учащихся и работал один преподаватель, и в Олекминске – 37 учащихся, два преподавателя, состоящие в духовной должности».

Татарская артель мукомолов под Мархой; семья олекминских татар (начало ХХ века).

 

Ну, а как же татары попали в далекую Якутию?

29 мая 1870 года  вышло в свет специальное Положение Кабинета министров «О высылке из мест проживания бродяг, конокрадов до рассмотрения в законодательном порядке». Оно стало основанием для массовой ссылки татар и башкир из Оренбургской, Казанской и Уфимской губерний даже при малейшем подозрении в конокрадстве и других нарушениях. Исходя из этого первая большая партия ссыльных татар – 195 мужчин и 93 женщины – появилась в Якутской области в 1872 году. В 1874 году прибыло еще 102 человека. В 1877 году в Якутской области их общее число достигло 1290 человек. Они прибыли как по решению суда, так и без него.

Основная масса ссыльных татар проживала в Олекминском, Якутском, Вилюйском округах. В сентябре 1880 года в Якутском округе было административно-ссыльных татар 428 человек, в том числе в Борогонском улусе – 4 человека, Ботурусском – 43, Западно-Кангаласском – 34, Намском – 66, Мегинском – 60, Баягантайском – 5, Дюпсюнском – 12, Восточно-Кангаласском – 32, в 20 станциях Иркутского тракта – 10. Почти во всех статейных списках ссыльных не указаны причины ссылки, и только в 17 делах указано, что они обвинялись в конокрадстве. За многими добровольно прибыли члены их семей, что, естественно, значительно увеличило число ссыльных.

Незваный гость…

Неожиданный наплыв большого количества людей заставил областное начальство предпринять меры по их обустройству. Сначала пытались создать поселок из ссыльных татар. Архивные документы свидетельствуют, что в 1872 году для отвода им земли из Якутска был командирован землемер Сороковников. Он нашел участок на границе с Олекминским округом по реке Бочанай в Жарханском наслеге Сунтарского улуса, где проживало четыре семьи якутов и проходила коммерческая дорога.

Землемер выделил более 700 десятин. Там планировали поселить до 200 татар. Сразу же началось заселение местности, и в 1873 году вновь прибывшую группу ссыльных c Поволжья отправили в Вилюйский округ. Но на отведенном месте их не смогли разместить, так как не было ни жилья, ни съестных припасов, поэтому их расселили по наслегам Верхневилюйского, Мархинского и Сунтарского улусов среди якутов.

Пытаясь найти выход из создавшегося положения, якутский губернатор предложил организовать среди инородцев пожертвования для первоначального устройства жизни татар. Чтобы избавиться от причисления к их наслегам ссыльных, якуты активно участвовали «в дарениях». По свидетельству газеты «Восточное обозрение», дарения вылились в сбор значительных материальных средств. «Правда, в этой подписке была своя закулисная сторона, – писала газета. – На подписных листах хотя и выставляли имена исключительно богатые якуты, но ни для кого не было секретом, что те крупные суммы, которые они подписывали, раскладывались потом между всеми общественниками».

Таким образом, на обустройство жизни ссыльных татар в Сунтарском улусе в первой половине 1874 года было пожертвовано 13 лошадей, 28 быков, 5 жеребят, 6 яловых кобыл, 13 стельных коров, 16 яловых коров. Кроме того, безвозмездно собрали 9 пудов ячменя на сумму 162 руб., 5 пудов масла, 30 единиц кирпичного чая; купили 400 пудов ячменя, 5 пар торбазов, хозяйственные и бытовые инструменты на сумму 267 руб. 50 коп. Вся сумма пожертвований составила 4355 рублей.

Пугачевщина даром не пропала

В архивах мы не нашли сведений о пребывании татар в других местах Якутской области. Но вот что пишет известный русский писатель Владимир Короленко, отбывавший ссылку в Якутии в 1881-84 гг., в четвертой книге своего автобиографического произведения «История моего современника» об Амгинской слободе и ее обитателях: «Кроме пашенных, слобода была почти наполовину заселена ссыльными татарами. Главный их контингент были сибирские татары, переселенные откуда-то с юга целой деревней… Потом к первоначальным поселенцам прибавляли отдельные семьи с юго-западной Сибири и даже из Уфимской и Оренбургской губерний. Татары эти держались очень дружно… Администрация заставляла амгинцев наделять их землей и выделять на их долю часть покоса…»

Старинное татарское кладбище рядом с Парком культуры и отдыха в Якутске.

Что касается Якутска, то здесь была создана специальная Татарская слобода, которая располагалась Залогом по правую сторону от моста. Первые переселенцы татары и башкиры появились на берегах Лены во второй половине XVIII века. На взгляд некоторой части историков, это были в основном участники крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева. Татар среди восставших было довольно много – 85 тысяч. По приказу Екатерины II самые активные из них – несколько тысяч татар и башкир – вместе с семьями были сосланы в Сибирь на вечное поселение.

Любопытный исторический факт: хотя, как известно, восстание потерпело поражение, но участие в нем мусульман не прошло даром – в 1783 году в царской России была провозглашена веротерпимость, в 1784-м татарских мурз уравняли в правах с русским дворянством, а в 1788-м было открыто Духовное управление мусульман.

Беречь свой язык и веру

– Ссыльные татары были в основной своей массе крестьянами, – говорит председатель общественной организации «Татаро-башкирский культурный центр «Якташ» Анатолий Рахматуллин. – Они и на новом месте занялись привычным делом: разводили огороды на вечной мерзлоте, занимались хлебопашеством, которого не знало местное население. Часть татар занялась торговлей, скотоводством, торгово-посреднической деятельностью, разведением лошадей. Необходимо отметить, что татары сохранили себя как этнокультурное сообщество благодаря исламу, который представляет собой не только веру, но и образ жизни. Они сберегли свой язык, веру, обычаи. В этом им, конечно, помогла русско-татарская школа, открытая в Якутске в 1906 году.

Развитие социал-демократического движения в России привело к тому, что в Якутию стали прибывать в ссылку видные представители РСДРП(б). Среди них выделялись Серго Орджоникидзе, Григорий Петровский, Емельян Ярославский. В нелегальном кружке последнего оформилась группа первых якутских революционеров: Платон Ойунский, Максим Аммосов и их товарищи – Кабид Баширов и Габид Тахватуллин. Они впоследствии занимали руководящие посты в Якутской АССР.

Заметным событием в культурной жизни Якутска был русско-татарский клуб, просуществовавший с 1924 по 1939 годы. Он также располагался в Залогом. По словам краеведа Ольги Морозовой, ежемесячно самодеятельные артисты ставили по три-четыре спектакля. При клубе была библиотека, работали хоровой кружок и юридический отдел. Раз в месяц собиралось правление татарского землячества, которое обсуждало различные насущные вопросы. В частности, когда по стране стали закрывать национальные кладбища, директор клуба Ягафар Муфтафутдинов с товарищами обратились к всесоюзному «старосте» Михаилу Ивановичу Калинину с просьбой сохранить татарское кладбище в Якутске. И на удивление, она была удовлетворена.

Дом Алимовых «в обло»

Заложная часть города интересна не только чудом сохранившимся татарским молельным домом. Есть еще одно здание по улице Дежнева, 24, которое заинтересовало городских краеведов. Как рассказал его владелец Тимур Алимов, его род испокон веков жил на этом месте. Его предки были сосланы в Якутск после татарских бунтов в Казани 1870-х годов. По словам Тимура Асимовича, тут же рядом жили и живут по сию пору Рахматуллины, Габидуллины и другие.

– Дом Алимовых прямоугольной формы, срублен из круглых лиственничных бревен с углами «в обло» с остатком, – говорит краевед Александр Дьяконов. – Он представляет огромную историко-культурную ценность, как единственный из сохранившихся в Якутске образцов дома с лучковой, полуовальной формой крыши. По всем общим признакам дом можно оценить, как построенный в самом начале XIX века…

Георгий СПИРИДОНОВ

Главное фото: Семья олекминских татар (начало ХХ века).

Фото автора и Национального архива РС(Я)

 

 

14.09.2018
5
0
 1409

Газета ЯкутияСмотреть все записи

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

двадцать − 14 =