Главная » Общество » Как «Сатал» на «красную линию» встал

Как «Сатал» на «красную линию» встал

Почему жители образово-показательного СОНТа не могут оформить участки

Вокруг Якутска стремительно разрастается частный сектор. Объективная причина — дороговизна квартир в каменных домах. Построить скромный домик за городом и купить машину — дешевле, чем купить новую однушку в центре. Одним из самых крупных и успешных садово-огороднических товариществ является СОНТ «Сатал». Основная фишка —это некоммерческое товарищество.

Деревня спортсменов

Своим появлением «Сатал» обязан деятельному и энергичному спортсмену Иннокентию Макарову, которого, увы, недавно не стало. В память о нем в «Сатале» скоро должен появиться сквер.

Иннокентий выходил земельные участки за Мархой для заслуженных спортсменов, людей, которые прославляли республику на спортивных площадках различного уровня, но, отдав свои лучшие годы спорту, обзавестись собственной крышей над головой так и не успели. С трехсот участков, выделенных городом для спортсменов, и началась история «Сатала».

В «Сатале» есть электричество, газ, два сотовых оператора и оптоволокно.

 

Спортсмены, как известно, люди энергичные и деятельные, привыкшие обязательно добиваться поставленных целей. Скооперировавшись, они добились проведения на участки электричества, газа, сделали дорогу. А когда есть цивилизация, желающих строиться в этой местности становится больше. «Сатал» стремительно расширялся, и сегодня в товариществе более полутора тысяч участков.

Здесь пройдет железная дорога

Конечно, сейчас там проживают не только семьи спортсменов. Львиная доля жителей — выходцы из разных улусов, решившие переехать в город.

Участки здесь весьма востребованы, но несколько кварталов СОНТ «Сатал» находятся на территории, по которой в будущем, возможно, пройдет железная дорога. Из-за этого возникла довольно сложная ситуация, которую пытаются решить руководство товарищества и Окружная администрация.

Между тем владельцы участков на стратегически важных землях несказанно волнуются. Понять их можно, ведь они лишь заключили договор аренды, а оформить землю в собственность пока невозможно. И если люди грамотные, такие как депутаты Горсобрания, муниципальные чиновники, не могут толком разобраться, то что говорить о простых людях? Все шишки, конечно же, падают на руководство СОНТ «Сатал». Но так ли оно виновато?

Члены товарищества сами содержат пожарное депо «Харысхал».

Без бумажки мы букашки

В редакцию обратилась жительница 9-го квартала СОНТ «Сатал» Наталья С.

— Я купила участок в СОНТ «Сатал» два года назад, построила дом, — рассказывает молодая женщина. — Но не могу прописаться там, поскольку нас не оформляют. Когда покупала, говорили, что вот-вот все будет сделано. Но ничего не сделано до сих пор, мы остаемся арендаторами. Получается, что меня могут в любой момент выселить?

Наталья говорит, что жильцы взволнованы слухами о том, что их вопрос будет рассматриваться на предстоящей осенней сессии в Государственном Собрании РС(Я) (Ил Тумэн). Раз дело зашло так далеко, — боятся люди, — значит все не слава Богу.

Сразу отметим, что вопрос по СОНТ «Сатал» был рассмотрен прошлой весной в Городском собрании, и осенью, скорее всего, будет обсуждаться там же.

— Из-за того, что земля не оформлена в собственность, я не смогла получить субсидию на проведение газа, — сетует Наталья. — Зимой я практически тут не живу, но все равно плачу членские взносы, около тысячи рублей за каждый месяц. Все это как-то неудобно, доставляет массу неудобств. Но больше всего волнует наше будущее. Юрист в администрации СОНТа обещает, что документы поданы, лежат там-то, со дня на день ждем. Пожалуйста, помогите разобраться.

Бывшие сельхозугодья

Виталий Шадрин, председатель СОНТ «Сатал», от предложения встретиться отказываться не стал. Более того, вывез меня на место, чтобы я увидела все собственными глазами.

Здание администрации оформлено в национальном стиле. Вдоль дороги на стилизованном заборе размещены рекламные плакаты. А за ним открывается вид на большой поселок. Всюду новые дома, люди активно строятся.

Виталий Шадрин – председатель СОНТ «Сатал» – был правой рукой Иннокентия Макарова.

 

— Год выдался непростой для нас, — говорит Виталий Степанович. — Мы решили проблемы с задолженностью перед энергетиками, погасили 8 миллионов долга. Также спроектировали новую планировку территории СОНТ «Сатал» (ППТ).

9-й квартал, где живет Наталья, а также 7-й, 1-й дополнительный и 6-й кварталы присоединились к СОНТу «Сатал» относительно недавно, года четыре назад.

Это были сельхозпроизводственные земли, которые город переуступил СОНТу «Сатал» с намерением раздать их людям и оформить в дальнейшем под садоводческие участки. Была такая договоренность с окружной администрацией, но по сей день сделать это не удается, из-за чего люди и ропщут. На основании этой переуступки на участки провели газ и свет, сделали дороги, и люди начали строиться.

— Нас то снимали со слушаний, то регламент менялся, — говорит председатель СОНТ. — Но 4 мая на публичных слушаниях Окружной администрации вопрос по «Саталу» утвердили, мы сдали все положенные документы и ждем, когда план подпишет главный архитектор города. Если бумаги подпишут в архитектуре города, выйдет распоряжение, мы подадим схемы кварталов, получим кадастровый паспорт и начнем размежевывать землю. Ждем с мая месяца. Город, мы считаем, обязан найти выход из создавшейся ситуации, потому что мы со своей стороны сделали все, что обещали.

На что уходят взносы?

Члены товарищества платят взносы — 812 рублей в месяц. Сумму ежегодно утверждают на общем собрании, выслушав отчеты администрации. Куда же уходят эти деньги? Чтобы ответить на этот вопрос, Виталий показал почти всю территорию «Сатала».

В «Сатале» намного просторнее, чем в частном секторе Якутска. Здесь есть два оператора сотовой связи, оптоволокно, видеонаблюдение, свой сайт и главное — газ и свет. Действительно, мало в каком СОТе или ЖСПК могут похвастаться такими достижениями.

Членские взносы исправно платят проживающие на территории СОНТа.

 

На въезде в каждый квартал расположены мусорки. Есть детская площадка. Недавно построили пожарную часть, без которой в любом частном секторе жить страшно. СОНТ предусмотрительно оставил участок под строительство социальных объектов: школы, детского сада, спортивного комплекса. Но сейчас эти земли пролегают в зоне «красной линии». Город наметил тут строительство железнодорожного депо.

— Как видите, сами мы думаем о комфорте и будущем нашего СОНТа, — говорит Виталий. — Конечно, не все простые жители могут понять, что все это появляется не на ровном месте. Что мусор надо вывозить регулярно, поддерживать дороги, чинить электросети.

Трудностей с самого начала было много, но мы всегда их преодолевали, искали и находили выходы, договаривались. Вот, например, сколько стоит пройтись грейдером по одной улице? Мы, используя личные связи, нашли за 20 тысяч рублей, а рыночные цены намного выше. Экономим каждую копейку. Взносы платят далеко не все.

— А говорят, вы многодетных (участки для многодетных семей лежат за «Саталом» — Авт.) через свою территорию не пускаете. Это правда?

— Не только пускаем, но и коммуникации им даем. Кто вам такую ересь сказал? По ситуации могу сказать, что мы сейчас являемся заложниками ситуации. Распоряжение о резерве под «красную линию» появилось позже, чем наш СОНТ и переуступка сельхозземель. Непонятно, когда будет этот мост и будет ли он железнодорожным? Земля обязательно должна быть оформлена, пусть даже с обременением, чтобы потом город выкупил их у владельцев.

Как видим, администрация СОНТа на стороне жильцов. Дело остается за окружной администрацией.

Комментарий в тему

Главный архитектор:
«Изменить планы может только правительство РФ»

Мы попросили прокомментировать ситуацию с «Саталом» главного архитектора города Якутска Ирину Алексееву:

— Жители СОНТ «Сатал» информированы, что на данную территорию наложен резерв под строительство железной дороги еще с 2014 года, – говорит Ирина Дмитриевна. — Резерв наложен на 7 лет, то есть до 2021 года.

В соответствии с генпланом в город должна прийти железная дорога. Планы есть, значит должны создаваться резервы. План был принят в 2004 году, и его никто еще не отменял. У города есть обязательства. Вы, наверное, помните, что даже начали было сносить жилые дома по Можайского. Потом дело притормозилось.

Все мы сейчас находимся в ожидании, но никаких разговоров о том, чтобы снять «красную линию», не велось. Это зависит не от нас, а от правительства РФ. Если оно отменит заход железной дороги в Якутск, можно будет внести изменения в генплан.

Сегодня Айсен Сергеевич Николаев активно возобновляет вопрос строительства моста через Лену и железной дороги, и нам очень важно иметь все стратегические документы. В районе «Сатала», кроме ветки железной дороги, зарезервировано место под депо, это очень большая территория.

Мы системно вводим изменения в части уточнения фактических границ «красной линии». На осеннюю сессию запланировали рассмотреть территории, которые находятся в резерве. Как только у города появятся намерения по использованию, планы будут уточняться. Возможно, это депо будет не нужно. Реализация будет вестись с корректировкой. А, может, дорога и вовсе не придет. Поэтому волноваться не надо. Земля будет в аренде, пока планы города не начнут меняться.

 

10.08.2018
0
0
 1580
Мария Павлова

Мария ПавловаСмотреть все записи

Мастер репортажа, досконально знает тему здравоохранения, не боится сложных историй и проблемных тем.

Окончила филологический факультет ЯГУ им. М.К. Аммосова. Работала в газетах "Юность Севера", "Ил Тумэн".

В «Якутии» с 2003 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

8 + 13 =