Главная » Культура » Как не навлечь на себя беду

Как не навлечь на себя беду

Наряды для Ысыаха: советы историка

Ысыах — признанный смотр национальной одежды. Но все ли мы делаем правильно? На наш вопрос отвечает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологии и этнографии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Наталья Данилова:

— Традиционный женский якутский костюм сложился лишь с начала XIX века. До этого, как показывают материалы археологических раскопок, он выглядел совершенно иначе — ровдужные кафтаны и панталоны с ноговицами, причем не только у мужчин, но и у женщин. К слову сказать, бедные слои населения ходили так до поздних времен. Богатые люди, конечно, могли позволить себе шить одежду из привозных тканей и украшать бисером и бусами, поступавшими на территорию Якутии в результате сложной перекрестной меновой торговли с тунгусами, тунгусов с маньчжурами, которые вели торговлю с Китаем. Таким образом, тканые материалы и бисер появились у якутов задолго до прихода русских. Но традиционные халадаи, преимущественно из китайской дабы, появились в начале XIX вв.

Черные халадаи и распущенные волосы привели бы наших предков в ужас.

Особое внимание можно обратить и на цвет. Старинная одежда имела в основном три цвета: белый (охристый), синий, черный.

Молодость ассоциировалась со светлыми цветами, а пожилые богатые женщины носили одежду из благородных темных (черных) тканей с кружевными вставками. Сейчас не редкость фотосессии, где юные девушки позируют в черных (!) халадаях с распущенными волосами, что привело бы наших предков в ужас, потому что в таком виде могла предстать только полоумная, кликуша. Волосы распускали только во время проведения некоторых обрядов (обряд призывания души ребенка, проводов богини Айыысыт, ритуальных гаданий, а также во время родов) — считалось, что, возвращая волосы в естественное состояние, осуществляешь связь с потусторонним миром.

У многих родственных народов белый цвет — цвет савана, цвет траура, и женщина старшего возраста, надевшая белое платье, получается, готовится к смерти.

Обычай предписывает замужним женщинам приходить на ысыах в своем свадебном наряде, то есть в меховой шубе и шапке с закрывающей лицо маской амнах, потому что в день солнцестояния границы между миром людей и миром духов открываются, а одежда считалась своеобразным доспехом, защищающим от влияния сверхъестественных сил.

У мужчин главная ошибка — пояс. Роскошные широкие наборные пояса с квадратными пластинами, в которых так любят щеголять представители сильного пола, на самом деле женские. Мужские пояса бывают сравнительно узкими и обложены фигурными пластинами и ажурными бляшками различной конфигурации. Пояса с серебряными вставками позволялось носить только богатым и именитым людям, главам родов, князцам, остальные подпоясывались матерчатыми кушаками. Бездомные люди вообще не имели права опоясываться — пояс означал, что человек имеет свой дом и свое хозяйство.

Ну, и напоследок — на главном нашем празднике не должно быть собак. Собака связана с Нижним миром, черными шаманами, в собаку могут воплотиться и злые духи, насылающие болезни и несчастья.

«Якутия», 21.06.2018 г. (PDF здесь)

27.06.2018
1
0
 812
Кюннэй Еремеева

Кюннэй ЕремееваСмотреть все записи

Окончила филологический факультет ЯГУ. Журналист, писатель, переводчик и большой знаток культуры. Ее статьи отличаются писательским размахом, глубиной и безупречным стилем.
Сборник повестей «Сын тундры», изданный медиа-холдингом «Якутия», удостоен диплома Дальневосточной выставки-ярмарки «Печатный двор-2017» в номинации «Детская книга».

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

два × три =