podpiska
Главная » Закон и право с Алексеем Рудых » Ипотечники и застройщики выдохнут

Ипотечники и застройщики выдохнут

Как Росреестр справляется с последствиями глобального сбоя

Руководитель Управления Росреестра по РС (Я) Ольга Егорова подробно рассказала корреспонденту «Якутии» о природе сбоя, мерах по его устранению, а также заверила, что до конца этой недели будут обработаны порядка 250 просроченных ипотечных сделок, а до конца следующей — более 140 договоров долевого участия в строительстве, которые на сегодняшний день также имеют статус просроченных.

Аукнулось по всей стране

Напомним, в августе Росреестр предупредил об увеличении сроков оказания госуслуг в связи с аварией в арендуемом у Ростелекома Центре обработки данных (ЦОД) в Москве. Авария, произошедшая 20 августа, послужила причиной сбоя системы Единого Государственного Реестра Недвижимости (ЕГРН), которая обеспечивает прием и обработку заявлений на оказание государственных услуг по регистрации прав на недвижимость. Поскольку система — единая по всей стране, этот казус напрямую затронул и интересы жителей Якутии.

Как образовалась «просрочка»

— В августе на устранение неполадок ушло 14 дней, — говорит Ольга Егорова. — С 1 сентября сервер возобновил работу, правда, не в штатном режиме. Отмечу, что система ЕГРН относительно новая, введена в строй с 1 января 2017 года, и на сегодняшний день к ней подключено 49 субъектов Российской Федерации. Остальные субъекты должны подключиться до конца 2018 года. До 31 декабря 2016 года функционировала система ЕГРП (Единый государственный реестр прав), сервер которой находился не в Москве, как сейчас, а в Якутске. Также имелись обособленные серверы в районных филиалах Росреестра по РС (Я).

Поскольку прием документов осуществляет МФЦ, в электронном виде документы поступают не напрямую к нам, а на сервер ЕГРН, который находится в Москве в ЦОД Ростелекома. В период, когда произошел сбой, все субъекты продолжали осуществлять прием документов. Только один электронный пакет документов включает в себя не только отсканированные текстовые документы, но также сопровождается изображениями, например, межевыми планами.

В результате пропускная способность сервера была нарушена и образовалась очередь. Когда сервер заработал, программа функционировала медленно, «зависала». Так и образовалась просрочка по оформлению заявлений: пока пакет документов не попадет к нам из ЦОД, обрабатывать и регистрировать его мы не имеем возможности.

Порой приходится слышать: «Вы же получаете документы и в бумажном варианте, так регистрируйте по ним!» Да, на бумаге мы получаем, сверяем, ставим печати и штампы, но это — не госрегистрация! Смысл кадастрового учета и госрегистрации в том, чтобы сделка была обработана и состояла в базе данных в электроном виде.

Приоритет — ДДУ и ипотеке

Какие же меры принимает Управление Росреестра по РС (Я) в связи с кризисной ситуацией?

— Из всего потока поступающих дел мы выделяем наиболее социально значимые, — продолжает Ольга Николаевна. — Это долевое участие в строительстве и ипотечные сделки — приобретение жилья за счет кредитных средств. Почему в приоритете именно эти категории? К примеру, в случае с ипотекой страдают простые граждане, покупающие жилье. Ко мне, а также к начальникам отделов ежедневно приходят на прием люди, у которых «горит» банковское одобрение кредита по ипотеке либо грозит повышение процентной ставки.

Каждому мы стараемся помочь, в том числе и во внеочередном порядке. Несмотря на то, что это проблема общероссийского масштаба, судя по всему, банки не желают идти навстречу своим клиентам и пересматривать условия ипотечного договора.

В случае же с задержками регистрации договоров участия в долевом строительстве (ДДУ) проблемы возникают не у гражданина, а у застройщика. Пока сделка не зарегистрирована, застройщик не может получить деньги. А ведь общеизвестно, что в условиях Крайнего Севера строительный сезон ограничен погодными условиями. Понятно, что в преддверии зимы застройщики спешат завершить наружные работы на своих объектах, но из-за того, что из банков не поступают средства, нарушаются сроки оплаты стройматериалов, оборудования, задерживается выплата зарплаты строителям, а значит нарушается срок сдачи объекта в эксплуатацию.

Без выходных, с семи утра

По словам руководителя Росреестра по РС (Я), для ускорения процесса созданы две рабочие группы. Одна обрабатывает просроченные категории дел по ДДУ и ипотеке. Вторая регистрирует остальные дела. Если на середину сентября максимальная просрочка составляла три недели, то сейчас — всего семь дней. Этот срок практически приближен к нормативу, так как по ДДУ и ипотеке срок регистрации заявлений составляет 5 дней.

— Можно утверждать, что сейчас идет динамика к улучшению, — подчеркивает Ольга Егорова. — Более того, между Ростелекомом и Росреестром подписан контракт о расширении хранилища данных. Работа системы ЕГРН стабилизируется и полностью придет в норму до конца октября. До конца этой недели мы ликвидируем просрочку по ипотечным сделкам, их порядка 250‑и, а до конца следующей недели — ликвидируем просрочку по договорам долевого участия в строительстве, которых скопилось более 140.

Необходимо отметить, что с самого начала кризисной ситуации, то есть с середины августа, коллектив Росреестра по республике был переведен, скажем так, на усиленный вариант несения службы без выходных и отгулов. До ноября отменены все отпуска. Начало рабочего дня — в семь утра, пока не проснулись Москва, Санкт-Петербург и центральные регионы с большим количеством заявок. Столь «ранний старт» позволяет воспользоваться системой ЕГРН, пока она работает стабильно и не «зависает».

Хотели как лучше…

Словом, пусть и в авральном порядке, но наш региональный филиал Росреестра c ситуацией справляется. И все же напрашивается вопрос: а так ли федеральным властям и законодателям в свое время было необходимо городить огород с централизацией базы данных всей российской недвижимости в Первопрестольной? Выходит, изначальный замысел о том, что централизованный электронный документооборот ускорит и упростит процесс регистрации сделок во всех регионах, себя не оправдал? В конечном итоге от этого стремления к электронному совершенству и централизации пострадали граждане и строительные фирмы по всей стране.

А пока, по информации руководителя ГАУ МФЦ РС (Я) Таисии Батуевой, прозвучавшей на собрании с застройщиками 9 октября, за период с начала сбоя в ЦОД Ростелекома в работу было принято 21222 обращения. На сегодняшний день по 4467‑и делам нарушены регламентные сроки регистрации, в том числе 2900 из них приходятся на Якутск.

11.10.2018
3
1
 621
Алексей Рудых

Алексей РудыхСмотреть все записи

редактор раздела "Закон и право"
Виртуозно распутывает юридически сложные ситуации, рассказывает о них доходчиво и живо, сохраняя при этом объективность. Законодательство и право – его конек.
В «Якутии» с 2011 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

3 × пять =