podpiska
Главная » Образование » Готовы ли учителя к проверке своих знаний?

Готовы ли учителя к проверке своих знаний?

 Компетенции под лупой

В конце года Рособрнадзор провел-таки исследование компетенций школьных учителей. В масштабном проекте приняли участие 22 тысячи педагогов из 67 регионов страны. Апробация нового экзамена должна была выявить, а знают ли учителя свой предмет? Несмотря на то, что экзамен многие учителя признали унизительным, им пришлось не только демонстрировать знание своего предмета, но и умение оценивать работы учеников, решать методические задачи.

Конечно же, Якутия не осталась в стороне от этого эксперимента. 263 учителя-предметника из 48 школ Якутска, Жатая,  Амгинского, Вилюйского, Кобяйского, Мегино-Кангаласского, Мирнинского, Намского, Нюрбинского, Олекминского, Сунтарского, Таттинского, Усть-Алданского, Хангаласского, Чурапчинского улусов проверили свои знания.

В школах республики были организованы двенадцать пунктов проведения исследования. Именно там учителя и выполняли специальные задания по материалам, разработанным и утвержденным на федеральном уровне.

Так, например, в средней школе №31 Якутска диагностические работы по семи предметам выполнили педагоги столицы, а также Намского, Хангаласского уулсов.

По их словам, работа состояла из двух частей: анкетирования и тестирования.  Если анкетирование касалось психолого-педагогических вопросов деятельности, то тестирование прошло в форме ЕГЭ.

Задания были выполнены некорректно. Было много опечаток, несовпадений количества вопросов и ответов, что, конечно же, может сказаться на результатах работ.

Помимо вопросов по содержанию предмета, было несколько заданий, предполагавших развернутые ответы – методические задачи.

Например, «Сформулируйте не менее трех разноуровневых заданий, которые вы предложите учащимся на интегрированном уроке», «Как поступить учителю, если несколько учеников не проявляют интереса к уроку? Предложите три-четыре варианта современных образовательных технологий…», «Что необходимо учесть при планировании урока в классе, в котором есть ученик с нарушением опорно-двигательного аппарата? Опишите вариант организации деятельности» и другие.

— Безусловно, мы все волновались, — считает Ирина Цвиль, учитель русского языка и литературы средней школы №31 Якутска. — Мы многие годы готовили учеников к итоговой аттестации, но сами эту процедуру никогда не проходили.

И все же, по мнению педагога, все задания были вполне выполнимы, хотя времени на их исполнение не всем хватило. Кроме того, были и технические сбои.

— Согласно правилам, распечатывание материалов должно было производиться в день проведения исследования, до 13-00. Но в день тестирования учителей математики материалы отсутствовали в базе данных, а в день тестирования историков произошло зависание программы. Мы связывались со службой  технической поддержки. Надо отдать им должное, несмотря на разницу во времени, нам оперативно ответили и выслали материалы на почту школы, — рассказывает Ирина Сергеевна.

Педагог считает, что при проверке работ большая ответственность возлагается на технического специалиста. Именно он исправляет неправильное понимание символов, когда программа распознавания искажает цифры, буквы, слова. Понятно, что человек тоже может неправильно понять почерк коллег и допустить ошибку при распознавании.

Кстати, по словам Ирины Сергеевны, сами задания были выполнены некорректно. Было много опечаток, несовпадений количества вопросов и ответов, что, конечно же, может сказаться на результатах работ.

Учителя не справились с заданием

Между тем Рособрнадзор сообщил  о том, что почти половина учителей математики и информатики, а также основ духовно-нравственной культуры народов России не справилась с заданиями Всероссийского исследования компетенций учителей. Это, понятное дело, вызвало бурю негодования среди россиян.

Люди, в основном, обвинили вузы в некачественной подготовке будущих учителей, нежелании педагогов расти профессионально. Были и мнения о том, что в педагогические вузы идут абитуриенты с невысокими баллами и те, кто больше никуда не может поступить.

Согласно данным Рособрнадзора, четверть предметников по истории, русскому языку и литературе показала неудовлетворительный результат. А вот самый высокий уровень подготовки продемонстрировали преподаватели родного языка и литературы.

Окончательный вариант модели аттестации учителей будет принят только после широкого общественного обсуждения и утвержден только в 2020 году.

Напомним, предварительные итоги обнародовал Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Впрочем, он подчеркнул, что исследование прошло в форме апробации, и его результаты никак не повлияют на дальнейшую работу учителей и школ, за плохие ответы никто увольнять и давать выговоры педагогам не собирается.

“Лучше объективная оценка, чем высокая и оторванная от реальности”, — заметил он.

Тем не менее его заявление вызвало негативную реакцию и со стороны министра просвещения РФ Ольги Васильевой.

Глава министерства заступилась за учителей и заявила, что исследование, проведенное Рособрнадзором, является некорректным.

“Опубликованы результаты незаконченного исследования. Оно некорректно от начала до конца”, — заявила она.

Более того, министр сообщила, что окончательный вариант модели аттестации учителей будет принят только после широкого общественного обсуждения и утвержден только в 2020 году.

Обучение с мучением

Как руководитель пункта исследований компетенций учителей Ирина Цвиль тоже считает, что не нужно делать поспешных выводов:

— Наши коллеги в целом выполнили все предложенные задания, большинство из них  выходили из аудиторий с положительным настроем, с чувством  удовлетворенности от проделанной работы.  Хотелось бы вместо общих заключений экспертов увидеть подробный анализ, но пока этого нет и мы не знаем индивидуальных результатов. Верим, что показали высокий уровень знаний.

Как еще отметила педагог, проверять компетенции нужно.

— Всем давно понятно, что существующую систему аттестации пора менять, — подытожила она.

«Зачем мучить учителей? Они итак задерганы отчетами, проверками, слабыми учениками и неадекватными родителями. Пусть тогда проверят начальников, заместителей министров, министров».

Между тем, некоторые родители считают, что проверять учителей нужно.

— Не секрет, что в педагогические вузы идут те, кому не хватило баллов в более престижные институты. Нет уже того поколения учителей, которые приходят в школу по призванию. Пусть сдают, пусть испытают на себе мандраж ЕГЭ. А то только прессуют детей, — говорит Галина М.

— Считаю, что проверять компетенции учителей более чем странно. А для чего им тогда выдали дипломы? Значит, некомпетентным нужно признать все обучение в пединститутах, — категоричен Николай С.

— Зачем мучить учителей? Они итак задерганы отчетами, проверками, слабыми учениками и неадекватными родителями. Пусть тогда проверят начальников, заместителей министров, министров. В общем, начнут с себя! – советует Вера Х.

Напомним, данное исследование – часть программы Национальной системы учительского роста, которая вошла в указ президента РФ Владимира Путина “О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года”. Одним из пунктов документа стало вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

26.11.2018
0
0
 648
Матрена Кондратьева

Матрена КондратьеваСмотреть все записи

Мама троих детей, в жизни и в профессии во главу угла ставит вечные ценности – человеческие отношения, семейный очаг. Главная тема журналистских работ – образование.

Окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Многие годы работала в детской республиканской газете «Юность Севера», была выпускающим редактором газеты «Учительский вестник».

В «Якутии» с 2013 года.

1 комментарий

  1. Учитель:

    0

    0

    Закономерный итог. Учителя замордованы идиотскими реформами и своими школьниками. Родители вынуждены нанимать репетиторов к ЕГЭ, школьники не виноваты, но ЕГЭ из них штампует недоучек. Теряем внятную и стройную систему образования советского образца. Номер один в мире. Была.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

четырнадцать − 3 =