Глаза Матери

Ответ на псевдонаучные заявления об иконе «Умиление Градоякутская»

Икона Божией Матери «Умиление Градоякутская» в Богородицкой Церкви, которую так любят жители Якутска, даже не православные.

 

Недавно я услышала громким шепотом высказанную свежую новость: якутские православные поклоняются фальшивой святыне! Оказывается, ставшая уже любимой в народе икона Божией Матери «Умиление Градоякутская» в Богородицкой Церкви – вовсе и даже не икона, а портрет какой-то дамы.

Новость, признаться, вызвала у меня одновременно недоумение и приступ сарказма. Дело в том, что подобных портретов дам я не знаю ни одного, а вот икон того же канона (стиля и формы) – очень много. Причем и русских, и европейских, и даже с христианского востока.

Начнем с того, что одежда «Дамы» соответствует традиционному одеянию Богородицы. Никаких дам в мафории (так называется спускающийся до пят плат, который носили замужние женщины в Византии – именно с византийской моды «срисовывали» одежду на иконах, благо, от восточной она не сильно отличалась) не изображали.

Вифлеемская икона Божией Матери. На Святой Земле Деву Марию часто изображают с улыбкой на лице.

Вообще, икон Божией Матери без Младенца на руках не так много. Есть образ «Умягчение злых сердец, или Симеоново проречение» — там Богородица изображена со сложенными на груди руками, а между ними прямо в сердце впиваются семь мечей – по три с двух сторон и один снизу. Если кто-то забыл сюжет праздника Сретения – это символическое описание одного из его моментов. Старец Симеон, живший в Храме Иерусалимском, приняв на руки Младенца Христа, прославил Бога, а Матери сказал: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец». Таким образом он предсказал Ей страшные испытания (в первую очередь – страдания и мучительная смерть Сына) и глубокую чуткость ко всем людям, Ее способность заступаться за всех и слышать всех. Похожая икона – «Семистрельная» — Богородица смотрит на ней в другую сторону и в сердце Ей воткнуты справа три, слева (ближе к сердцу) – четыре стрелы.

Совершенно логичным и закономерным кажется, что статс-дама забирает с собой в ссылку не только семейную реликвию, — но и просто любимую вещь. Да не прозвучит кощунственно – вещь модную, в тренде, что называется.

Далее, «Умиление Градоякутская» отличается от любимой иконы Серафима Саровского «Радость всех радостей, или Невеста Неневестная», иначе называемой «Умиление Серафимо-Дивеевская», исключительно тем, что у «нашей» Богородицы открыты глаза. И еще Она немного улыбается. Тут чувствуется «восточный» след – в частности, на Святой Земле Деву Марию довольно часто изображают с улыбкой на лице. Самый известный пример – Вифлеемская икона Божией Матери.

Еще одно косвенное указание на восточное происхождение святыни – среди древних монастырей Иерусалима есть один, окруженный довольно странным преданием. Рассказывают, что на этом месте жила мать святой Анны – матери Девы Марии. Именно в ее часть Анна и назвала дочку Марией. Как это часто бывает, у святых и родители могут оказаться святыми (яблочко от яблоньки), вот и бабушка Мария почитается как святая. Вернее, особого почитания нет, потому что про нее ничего не известно, кроме того, что она воспитала праведную Анну. Внучку бабушка Мария точно не застала – известно, что Дева Мария была очень поздним ребенком. Но икона Марии, «праматери Богородицы», существует – и изображается она как раз женщиной со сложенными на груди руками. Только голова чуть наклонена не влево, как у «Градоякутской» и «Серафимо-Дивеевской», а вправо.

Но я думаю, что икона, прибывшая с отбывавшей в Якутске ссылку графиней Анной Бестужевой-Рюминой в 1743 году, имеет западное происхождение. Во-первых, «Умиление Градоякутская» изображает Деву Марию почти так же, как на иконе Остробрамской, пребывающей в Вильнюсе, в часовне над городскими воротами – из-под мафория виднеется не туника с поручами, а иная одежда – что-то типа платья с широкими рукавами. Вероятно, семья Головина, сподвижника Петра I, отца опальной дамы – некогда заказала себе список с католической иконы (тем более, что происхождение у нее сложное – изначально образ был у православных, потом переходил к католикам – темная история, одним словом, но почитают ее и одни, и другие по сей день).

Оригинал Остробрамской иконы Божией Матери в Старом городе Вильнюса.

Еще одно название Остробрамского образа – «Благовещенская». Икона изображает Деву в момент беседы с архангелом Гавриилом, который сообщает Ей о рождении от Нее Христа. Именно это и значат сложенные на груди руки и опущенные глаза – молитвенный, смиренный жест. Возможно, изначально это вообще была цельная композиция «Благовещение Пресвятой Богородицы», со временем развалившаяся на две части.

Начиная с эпохи Петра Великого, в России начинается мода на все западное. Западные одежды, западные украшения, западная религия… Да-да! Западная религия! Многие тогда осторожно, но с доброжелательным интересом посматривали в сторону католических храмов. И не зря один из первых русских философов П. Я. Чаадаев век спустя будет утверждать, что Россия сильно проиграла, выбрав между восточным и западным вариантами христианства первый.

Западные иконы тоже становятся очень модными. С конца XVII века почитается икона «Прибавление ума», практически копирующая католический образ Божией Матери из итальянского города Лорето. Тогда же с запада приходит канон, получивший название «Всех Скорбящих радость» и ставший одним из самых любимых в народе. И таких примеров очень много.

Встречались мне возле иконы «Умиление Градоякутская» и совершенно неверующие люди – просто приходили заглянуть в глаза Матери и попросить о чем-то своем.

Так что совершенно логичным и закономерным кажется, что статс-дама (и вообще дочь Головина, сподвижника императора-европейца) забирает с собой в ссылку не только семейную реликвию, — но и просто любимую вещь. Да не прозвучит кощунственно – вещь модную, в тренде, что называется.

И в конечном итоге образ становится православной святыней, причем полюбившейся жителям нашего города вне зависимости от национальности, социального статуса и даже, как ни странно, вероисповедания. Встречались мне возле иконы «Умиление Градоякутская» и совершенно неверующие люди – просто приходили заглянуть в глаза Матери и попросить о чем-то своем. Кстати, на еженедельных молебнах в среду вечером здесь и помолиться можно, и записочку подать о здравии не только православных, как принято в большинстве храмов, но и вообще о любом человеке.

И не надо псевдонаучными изысканиями отбирать у людей возможность поговорить с Матерью.

 

 

06.10.2017
2
1
 1256
Инокиня Евгения (Сеньчукова)

Инокиня Евгения (Сеньчукова)Смотреть все записи

автор блога «Пост от матушки Евгении»
Кандидат философских наук, журналист, пресс-секретарь Епархиального управления Якутской и Ленской епархии, проректор Якутской духовной семинарии по научной работе. Пишет стихи и чудные путевые заметки. Ведет свой блог и страничку в Фэйсбуке

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.