podpiska
Главная » Культура » Эксцентрика на подмостках

Эксцентрика на подмостках

О российском театре вообще и об «Ассоли» в частности

— Что такого интересного можно показать по повести «Алые паруса»? В каком месте это может быть интересно? — с такими мыслями пришел на спектакль «Таптал долгунугар уйдаран» («Ассоль. Алые паруса») в постановке Сергея Потапова, гадая, с какой минуты начнется дичь, модная и широко распространенная нынче в театрах.

Модная дичь

Сейчас в России театр — это такое место, где артисты вынуждены ужасно кривляться и неправдоподобно истерить ради эпатажа и привлечения внимания, а рядовой зритель при этом, как правило, испытывает просто невероятное чувство стыда от того, что все это происходит в его присутствии и с его молчаливого согласия! Потому походы в театр на современные постановки — это не всегда приятный и веселый опыт для зрителя, а порою очень даже стрессовый и утомительный.

Например, сейчас в постановках «больших и малых театров» частенько оглушительно визжат. И это тяжело переносить. Да. И физически, и морально, вообще по-всякому. Если этот нескончаемый ор из всех столичных и провинциальных театров страны соединить в одну звукозапись – наверное, получится оружие массового поражения, способное глушить и уничтожать все живое и неживое на этой планете!

 

Театр на просторах нашей страны — это, в первую очередь, дичь, жуть, кошмар и ничего возвышенного! Филиал «Дома 2», где беснуются и проводят разборки неадекватные люди, которые по пять-шесть лет обучались театральному ремеслу.

 

Еще в театре сейчас чрезвычайно любят оголяться! Хлебом не корми, дай снять предметы одежды на сцене! Бывает, просто недоумеваешь, вроде при входе мигающих дюралайтовых вывесок, что это стриптиз-клуб, не было, а на сцене уже девятый персонаж штаны снимает! На четвертой минуте спектакля! Еще бывает в нынешних постановках люди на сцене с надрывом ревут и убиваются без причины и каких бы то ни было переходов, подготавливающих зрителя к таким сценам. У меня от таких сцен глаза настолько сильно закатываются наверх, что, кажется, я собственный мозг могу увидеть! Это дно, по-другому и не скажешь!

Люди по пять-шесть лет обучаются театральному ремеслу и потом выдают такое — бородатый мужик на темной пустой сцене, освещенный одиноким холодным лучом прожектора, брызжа слюной, выдувая пузыри носом, бьется в истерике на глазах у всего зала и обливается крокодиловыми слезами, просто тонет в них, утопает и захлебывается! А причина этих нечеловеческих страданий — какая-то типичная бытовая проблема вроде некрасивых складок на скатерти или неровно расставленных стульев, из-за которой реальные люди ну никогда не стали бы плакать.

Вот, например, приводите вы на постановку Чехова ребенка, который вчера дома посмотрел мультфильм «Король-лев», а в вашем спектакле из-за холодного чая рыдает и убивается бородатый мужик! И только сопоставьте — с одной стороны продуманный до мелочей диснеевский полнометражный мультфильм с великолепными песнями и высочайшей режиссурой, больше напоминающей немыслимый аттракцион, а с другой стороны — мужик с приклеенной бородой, рыдающий из-за недостаточно горячего чая! С какими впечатлениями после увиденного уйдет из театра ваш ребенок, когда живые люди показывают эмоции и чувства хуже нарисованных животных?! Да понятно, какими: от шока он будет избегать в будущей жизни походов в театр, ибо они обусловлены нелепыми и неудобными ситуациями, о которых даже стыдно вспоминать!

Театр на просторах нашей страны — это, в первую очередь, дичь, жуть, кошмар и ничего возвышенного! Филиал «Дома 2», где беснуются и проводят разборки неадекватные люди, которые по пять-шесть лет обучались театральному ремеслу.

А ведь предназначение театра не только в зрелищах и эпатировании публики. Обычно спектакли создаются их авторами с какой-то целью, сверхзадачей и, кроме занимательной и удивительной истории, содержат в себе некую главную мысль, глобальную идею, какое-то напутствие зрителю на будущее.

«Ассоль»

— Что такого интересного можно показать по повести «Алые паруса»? Жди, ничего не делай и верь — и на твоей улице тоже будет праздник? Ну вот правда? Как там было? Девушка Ассоль встречает старика, который ей пророчествует принца на белом корабле с алыми парусами. Потом о пророчестве узнает вся деревня и над девушкой все смеются. А в конце принц действительно приплывает на белом корабле с алыми парусами и увозит Ассоль. Занавес.

— В каком месте это может быть интересно? Какую идею можно преподнести зрителю спектаклем с таким сюжетом? Опять тема любви? — с такими мыслями пришел на спектакль «Таптал долгунугар уйдаран» («Ассоль. Алые паруса») в постановке Сергея Потапова, гадая, с какой минуты начнется эта самая дичь, модная и широко распространенная нынче в театрах.

 

Порадовал превосходный перевод первоисточника на якутский язык.

 

Спешу заверить, опасения оказались напрасными. Маститый режиссер сумел-таки вдохнуть жизнь в неправдоподобную повесть Александра Грина, превратив ее в историю об одинокой индивидуальности, вынужденной противостоять толпе! «Алые паруса» в трактовке Потапова посвящены инаковости, исключительности, особенности, отличию от нормы и непохожести на окружающих. И вместо скучной истории о скучном ожидании скучной красивой девушкой скучного богатого принца на сцене Сахатеатра нам показали пронзительную историю гадкого утенка, пытающегося выжить в жестоком скотном дворе, не изменив себе в угоду окружающим. При этом эта история не выглядела надуманной: такие люди, какие показаны в спектакле, существуют в реальной жизни — с такими же суждениями и такими же повадками.

 

Постановка Потапова в целом была довольно эксцентричной, местами сумбурной и даже сюрреалистичной, но она ни на секунду не выпадала из своей эстетики и не скатывалась в пошлость.

 

Порадовал превосходный перевод первоисточника на якутский язык. Всю жизнь было любопытно, кто это так мастерски переводит западные произведения на якутский язык для Сахатеатра — кто эти невидимые самоотверженные герои, скрывающиеся за кулисами и избегающие света софитов? Слог такой простой и красивый, уместный и филигранный — поразительно! Однако тут режиссер не стал применять адаптацию, как в «Короле Лире» Борисова: «Паруса» в якутскую среду помещать не стали, например, переиначив локации и имена героев, а превратили в произведение без конкретного места и времени. Получилось прекрасно: ничего не выбивалось и не выглядело чем-то инородным и привнесенным извне.

Отдельных похвал заслуживают артисты, которые воплотили на сцене яркие выразительные характерные образы. Следует особенно отметить работу исполнителей комических ролей — Татьяны Легантьевой и Лены Марковой (сестры-близняшки), Ильяны Павловой (их мать), Гаврила Менкярова (дурачок с топором) и Романа Дорофеева (волшебник Эгль) — их игра действительно поражает.

Постановка Потапова в целом была довольно эксцентричной, местами сумбурной и даже сюрреалистичной, но она ни на секунду не выпадала из своей эстетики и не скатывалась в пошлость. Ее было легко и приятно смотреть. Вопреки моим ожиданиям, она не вызывала гнетущего напряжения и сочувствия к людям, находящимся на сцене, как это нередко бывает, а наоборот — каждое слово со сцены наполняло мое сердце гордостью за артистов, за театр, за национальную культуру!

Якутии несказанно повезло с национальным драматическим театром. Мало того, что он вообще есть и существует, так он еще держит необычайно высокую планку искусства. Возможно, стильная сдержанность в выразительных средствах — следствие какой-то якутской национальной черты, возможно, это заложено у якутов в генах с дремучих времен зарождения устного фольклорного творчества и народного эпоса Олонхо, возможно, это результат многолетнего правильного эффективного менеджмента, возможно так просто совпало — я не знаю. Но якутский театр в сегодняшнем его состоянии великолепен и «Алые паруса» Сергея Потапова тому подтверждение.

— А какую же мысль несет этот спектакль? Какая у нее сверхзадача? — спросите вы.

На мой взгляд, этот спектакль предостерегает зрителей, что не стоит становиться обитателями скотного двора и обижать гадких утят. Ведь норма — это лишь мера большинства, а большинство — не всегда бывает право.

Гавриил БАИШЕВ

 

 

22.05.2017
3
0
 1487

Газета "Якутия"Смотреть все записи

Похожие записи

3 комментария

  1. Наталья:

    0

    0

    Отлично написано! Смотрела спектакль позавчера, все понравилось. Спектакль не перенагружен ненужными символами, глубокомысленным философствованием, оставляет приятное послевкусие. Актеры великолепны, играют тоже как-то легко и без нажима, напряга, в очень хорошей физической форме почти все.

  2. Наталья Егорова:

    0

    0

    Сразу видно, что статья написана взрослым человеком и причем мужчиной, иначе он первым делом подумал бы о том, надо ли приводить на этот спектакль своего ребенка. Я мать девочки подростка у которой только недавно пробудились первая любовь, даже не любовь ещё, первые чувства, все ещё окрашено в розовый цвет, и я очень рада, что сходила на спектакль по повести Грина Алые паруса без нее. Я согласно со всеми оценками автора и Саха театра в целом и творчества Сергея Потапова. Но скажите, зачем, вводить в спектакль вкрапления, я бы сказала почти непристойные. Зачем эти подмывания в почти первой же сцене, зачем имитация мужского полового члена одной из героинь? Зачем? Для чего? Добавить перца в описании цинизма окружающего героиню мира? По моему достаточно было притчи о горсти гнилых орехов, за которые девица пошла с мужчиной. Этого вполне хватило бы. Дети наши достаточно умны и понятливы, и видели они в своём интернете и сцены покруче описанных. Я так обрадовалась, узнав о постановке по Грину, подумала , наконец то Саха театр повернется к юным зрителям, даже к детям, ведь недаром Алыми парусами называется большой выпускной бал в Питере, но Потапов остался верен себе и получился спектакль для взрослых, +18. Но ведь столько пьес для нас, столько материала, зачем трогать самую светлую сказку. И остаётся нашим подрастающим детям в Саха театре только 30 летней давности Лоокут и Ньюргуhун.

  3. Ирина Васильева Ирина Васильева:

    0

    0

    Согласна и с автором рецензии, и с Натальей Егоровой. Да, в целом спектакль хорош, и да — перца надо бы чуть-чуть меньше. Вполне хватило бы. Тоже так подумала: а если на спектакль придут школьники?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

восемнадцать − 8 =