Дорожу тем временем

Якутскому ТВ – 55 лет

Исполнилось 55 лет со времени выхода первых передач на «голубые экраны» Якутии. Более чем полвека усилиями нескольких поколений — талантливых инженеров, журналистов, режиссеров, техников, кинооператоров создавалось новое средство массовой информации и культуры — телевидение.

Литературная редакция

В первый период открытия студии телевидения остро встала задача подбора творческих работников. Были приглашены из Москвы телеоператоры Геннадий Попов и Лев Пищулин, из Новосибирска — кинооператор Анатолий Сорокин, из Уфы – опытный телевизионный редактор и поэт Юрий Дерфель. Но руководству была поставлена задача делать упор на местные кадры.

В том, как я попала на Якутское телевидение, сработал «его величество случай» и, вероятно, мой живой характер, интерес ко всему новому. До этого в Институте космофизических исследований СО АН СССР я встретилась с замечательными людьми: астрономом Юлием Надубовичем, физиком-теоретиком Юрием Пономаревым, участником боев за Ленинград в годы войны, Владимиром Парфентьевичем Самсоновым. Мой горизонт расширился. Я изучала звездное небо, полярные сияния, вела фотосъемку камерой всего неба, занималась ночной съемкой полярных сияний, участвовала в экспедициях в Арктику в Международный геофизический год. В кандидатской диссертации Юлия Надубовича под названием «Береговой эффект в полярных сияниях» даже выражена благодарность мне, как референту, за помощь в наблюдениях.

В экспедиции на полярной станции Муостах я начала писать свой «Арктический дневник». С этим дневником по возвращении в Якутск меня пригласили на радио, на передачу молодежной редакции «Юность севера». Репортаж назывался «Под сенью полярного сияния», где я рассказала об узеньком острове, затерянном в море Лаптевых, об ученых, участниках экспедиции в Международный геофизический год. Тогда состоялось мое знакомство на радио с замечательным режиссером Гарри Зельбетом.

В Якутском филиале СО АН СССР действовал Литературный театр. Как-то поставили поэму Роберта Рождественского «Письмо в тридцатый век». О ней узнали на Якутском телевидении, пригласили выступить. А после старший редактор Павел Николаев предложил мне участвовать в конкурсе на место редактора в литературной редакции телевидения.

Цикл «Русские писатели о Якутии»

Новые циклы литературных передач придумывали с режиссером Натальей Новаковой. Директор студии Иван Петров поручил вести вместе с диктором Лирой Белолюбской праздничные передачи, посвященные Первомаю, Новому году, годовщине Октябрьской революции, «Голубые огоньки».

         Главным редактором был Петр Иванович Филиппов — доброжелательный, вдумчивый человек. Он посоветовал мне начать цикл «Русские писатели о Якутии», который требовал сбора материала и копаний в разных источниках. Каждая передача должна содержать какую-то новинку, «изюминку». Писатель, публицист, он прекрасно знал историю Якутии, литературу, не пропускал ни единой исторической неточности.

Запомнилась проведенная нами с режиссером театра Николаем Хроленко яркая новогодняя передача «По страницам оперетт» с участием солистов Якутского театра оперы и балета. Очень интересной была работа над спектаклем по рассказу Юрия Чертова о водителях Колымской трассы. Режиссером постановки был главный режиссер студии Афанасий Федоров, ассистентом Виктор Поляков. Самое сложное было как всегда – уложить все сцены постановки в нашей маленькой студии размером в 90 квадратных метров.

Театр, художники, писатели… Мы с Натальей Новаковой постоянно что-то придумывали. Литературные передачи мы посвящали творческим портретам якутских писателей, в других, раскрывали суть любимой нами песенной поэзии Булата Окуджавы, знакомили зрителей с творчеством Эрнеста Хемингуэя, Эриха Ремарка.

В те годы Гостелерадио СССР давало журналистам местных студий замечательную возможность повышать квалификацию. Целых два месяца мы посещали курсы мастеров эфира на знаменитой Шаболовке. Я приехала в Москву в апреле 1971 года, в дни, когда проходил XXIV съезд КПСС.  Делегатом в числе других был председатель Союза писателей Якутии Семен Данилов.

Острые темы прямого эфира

Пролетело семь лет работы в литературной редакции. Руководство предложило готовить общественно-политические передачи. Самым популярным был прямой эфир «На вопросы трудящихся отвечает руководитель». В студии устанавливался телефон, еще два ассистента режиссера принимали вопросы телезрителей в холле, а герой передачи отвечал на звонки. Приглашались отраслевые министры, ученые, работники автотранспорта, ЖКХ.

Как-то пришел руководитель передового автотранспортного предприятия товарищ Серебряков. Он стал с задором отчитываться, как прекрасно трудятся водители, какая у них тренированная футбольная команда. А мы с режиссером Алексеем Слепцовым, зная реальную ситуацию с обсчетами со стороны водителей такси, предварительно сняли сюжет.

Втроем, с чемоданами наперевес, сели в такси в аэропорту и доехали до района Сайсары. Водитель с каждого из нас взял всю сумму, которая была на счетчике. Переплата получилась значительная. Показали сюжет в прямом эфире. Руководитель почувствовал себя очень неловко, пообещал принять строгие меры.

В 1973 году в руководство Комитетом по ТВ и РВ ЯАССР пришла Секлетея Курчатова, умеющая и доверять, и спросить с подчиненных. В техническом оснащении студии произошел переход от кинопроизводства к видеозаписи, от черно-белой картинки к цветному изображению.

Еще одно новшество — С.А.Курчатовой принадлежала идея объединить редакции ТВ и радио. Как председатель, она заботилась в данном случае прежде всего об экономии средств. Казалось, просто журналисту в командировке готовить одновременно и телевизионные, и радиопередачи. Но на нас, редакторов, легла колоссальная нагрузка.

В 1982 году студия получила долгожданную ПТВС — огромную установку на базе 20-тонного «КамАза». Одну из первых передач с помощью передвижной телевизионной установки мы снимали в школе № 23.

          Другую передачу с ПТВС мы назвали «Праздник урожая» и снимали в совхозе «Якутский». Это был передовой опыт школы №10 известного педагога Дмитрия Новопашина. Его учащиеся за лето вырастили для города богатый урожай ранней белокочанной капусты.

Вместе с операторами Валерием Забоевым, Владиславом Бочковским в командировках исколесили всю республику. Командировок было много. Перелеты, поездки на разных видах транспорта, порой и на собачьих упряжках, и на оленях. Это и моральное напряжение, и нелегкий физический труд. Зато какой набирали материал!

Репатрианты «Лаптевцы»

       Осенью 1989 года в коридоре редакции встретила группу людей, чем-то угнетенных, явно приезжих, пытавшихся обратить на себя внимание журналистов. Это были бывшие репатрианты. Приехали они большой, хорошо оснащенной экспедицией в Булунский район, чтобы посетить места бывшей ссылки — Быков Мыс, Тит-Ары, Трофимовск, Столбы. Выслушав их полный боли рассказ о насильственном переселении литовцев на берег Ледовитого океана, мы с режиссером Люсей Кострицкой решили посвятить гостям телепередачу «Колокола памяти».

В 1940-х годах в Якутию стало прибывать депортированное население с бывших западных границ СССР. Таких спецпереселенцев на 1 декабря 1943 года было около 10 тысяч, в том числе финнов, поляков, литовцев, латышей, евреев. С началом войны по указу Сталина организовывались рыболовные базы на севере страны. Прибывшие становились трудовым фронтом, «невольными рыбаками» Заполярья. На пароходах их отправляли в Жиганский, Булунский и Усть-Янский районы. Многие навечно остались в стылой земле.

Между нами, журналистами Якутского ТВ и членами Общества «Лаптевцы», установились дружеские отношения, переписка.  Осенью я с дочерью Аллой по их приглашению побывала в Каунасе. В Музее быта литовского народа, в Румшишкесе, мы увидели строящуюся якутскую юрту, в знак признательности якутскому народу о том, что это скромное жилище спасло им жизни.

А в декабре 1992 года, в год 50-летия насильственной депортации, мы поехали в Литву уже большой группой. Поддержал нас глава администрации Якутска Павел Бородин.

В атмосфере сердечных встреч был снят видеофильм «Долгая дорога». Фильм показали в Литве и несколько раз по Якутскому ТВ. В 1999 году наша работа с Антониной Новгородовой была удостоена журналистской премии имени Героя Советского Союза Н.М. Кондакова. Моя дочь Алла Кондратьева после этой поездки в Литву с легкой руки Агафьи Птицыной начала трудовой путь на Якутском телевидении. Стала успешно работать в общественно-политической редакции, а позднее ее назначили директором объединения общественно-политических передач.

Работа с «Мемориалом»

В тот год в Москве по пути в Каунас, где намечалась очередная встреча с «лаптевцами», заглядываю в Беляево к моей милой тете – Тамаре Яковлевне. В прошлом якутянка, она вышла замуж за начальника геологической партии в Усть-Нере Валерия Бронштейна, внучатого племянника Троцкого. Пройдя всю войну, он не по своей воле оказался в Якутии. С 1958 года они жили в Москве.

Застаю родственницу за необычным занятием – она печатает на машинке, а стол завален старыми папками. Приглядываюсь, «Расстрельные списки», документы НКВД 30-40-х годов. Местами листы запятнаны, загнуты страницы. Видно, что документы подлинные.

     Я заинтересовалась. Она рассказала, что второй год с Московским обществом по увековечиванию памяти жертв политических репрессий и общества «Мемориал» ведет поиск документов, имен, мест расстрела людей, пострадавших от сталинских репрессий 30-40 годов.

В этом поиске ее группа очень активно помогала отделу реабилитации Московского Управления КГБ. В обнаруженном неизвестном архиве бывшего НКВД оказались «Расстрельные списки» на тысячи и тысячи имен, невинных жертв тех страшных лет. Рассказала Тамара Яковлевна, что друзья по группе помогли отыскать следы и место захоронения отца и деда Валерия Бронштейна. Мне пришла идея попросить отыскать данные на якутян, погибших в годы репрессий.

То, что через несколько месяцев мы вышли на имена Христофора Шараборина и Гавриила Ксенофонтова, можно отнести к журналистской удаче. Это были первые сведения после 53 лет неизвестности на погибших от репрессий известных деятелей Якутии!

Вот их имена: Г.В. Ксенофонтов, И.Н. Барахов, Х.П. Шараборин, С.Н.Донской, К.О. Гаврилов, Б.И.Горохов, Н.Н. Родионов, Е.П. Терновская, С.А. Бокий-Москвина. Это был сенсационный материал! Из небытия воссоздан цвет якутской интеллигенции того времени. Многие следы считались безвозвратно потерянными.

В 2000 году по инициативе Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Правительстве РС(Я) началась работа над «Книгой Памяти» и в Якутии. Первый том вышел в 2002 году, второй в 2005 году, в них вошли данные на 7,5 тысяч жертв политических репрессий. Я горда, что в непростое дело по подготовке издания вложен и мой труд.

…Хочу признаться в любви многим и многим режиссерам и операторам, с кем посчастливилось общаться и постигать тайны сложнейших жанров журналистики – телевидения и радио. Спасибо всем, с кем вместе делали это трудное, ответственное и радостное дело!

Валентина ПРИБЫТКИНА,
заслуженный работник культуры РС(Я),
член Союза журналистов России,
лауреат журналистской премии имени Героя Советского Союза Николая Кондакова,
лауреат премии Госсобрания (Ил Тумэн) им. А.П. Илларионова,
кавалер знака РС(Я) «Гражданская доблесть»

 (Из подготовленной к изданию книги В.В.Прибыткиной «Память, ставшая судьбой»).

16.10.2018
4
0
 546

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

пятнадцать − 12 =