Главная » ситуация » Да пойдет паром!

Да пойдет паром!

Бастовали ли переправщики?

Скандал с «забастовкой» переправщиков через реку еще раз напомнил о болезненном отсутствии моста через Лену… Пока о таковом приходится мечтать, будут и сезонные проблемы на переправе, обостряющиеся, как правило, весной и осенью…
И вроде как-то жили раньше и без «подушек», и с малым количеством паромов, катеров, но теперь без оных обойтись стало невозможно! Этой весной же сезонные проблемы обострились до открытого конфликта между Госкомцен РС(Я) и перевозчиками — индивидуальными предпринимателями. Однако так ли на самом деле «чрезвычайна» эта ситуация, как ее малюют в СМИ?

У рейтинга глаза велики

На информационном поле Якутии каждое семя раздора, увы, частенько приносит слишком крупные плоды. Слухи растут, как овощи на пестицидах. То ли сенсаций у нас маловато, то ли СМИ многовато, но преувеличить, приукрасить и добавить «соли с перцем» нынче способно любое уважающее себя издание.
Иначе ведь не привлечь внимания обывателей, не заслужить высоких рейтингов… Поэтому грамотный читатель должен уметь отделять зерна от плевел. Это как бы присказка…

Вы правды не напишете

Когда мы подъехали на Даркылах, как раз закончился проливной ливень. Десяток катеров на «подушках» дожидался пассажиров, один отчалил от берега. Машин, провожавших переезжающих на тот берег граждан, было вдвое больше, чем катеров. Спрос есть. А вот «забастовки», как оказалось, нет. Была ли она вообще?

Задавшись этим вопросом, ищу виновников репортажа — владельцев «Хивусов». Они собрались во время дождя, совпавшего с обеденным перерывом, в кафе-автобусе. Узнав, что я работаю в правительственной газете «Якутия», отмахиваются, как от мухи.

— Вы третий журналист, который к нам наведался, но никто правды так и не сказал. Снимали-снимали, а все нужное урезали. Поэтому мы вам, журналистам, не верим! — заявили суровые мужчины.

Не забастовка, а выходной!

После первых слов недоверия, высказанных прямо в лицо, предприниматели все же ломаться не стали. Поговорили.

— Мы не бастовали, — не без вызова заявил «лидер», как я его про себя назвала. — Просто взяли… выходной!

Дмитрий, так зовут моего собеседника, работает на переправе с 1998 года. Почитай ветеран. Речник с головы до ног. Признаться, выезжая на Даркылаах, я ожидала увидеть на берегу катера с табличками: «Даешь 2000 за билет!», «За тысячу ступайте пешком!» ну или что-то в этом роде. Ведь забастовка — это когда касками стучат и денег требуют. Речники денег не требовали, хотя во многих СМИ написано, что они хотят дотаций.

Конфликт, по словам перевозчиков, произошел намного раньше, чем раздутая через ватсап история с пассажирками, которые якобы отказались платить 2000 рублей за проезд.

— Были штрафы, много начальников приезжали, требовали, чтобы мы снизили цены до 1000 рублей. Мы этого делать не стали. И сегодня работаем по-прежнему, возим людей на тот берег по 2000 рублей за место, — рассказывают владельцы «подушек» в тесном кафе.

Тем временем на улице стало теплее, выглянуло солнце.

«Золотая неделя»

Мужики рассказывают, что каждый год, сколько на Лене ходят «хивусы», в опасный период ледохода они традиционно поднимали цены. За риск, за сложность перевозок, с целью извлечения прибыли в том числе, поскольку все они не ангелы небесные, а простые предприниматели. То есть люди, извлекающие прибыль из своей деятельности. Это их хлеб, заработок и законная выгода.

 

В хороший день можно съездить два раза на тот берег. За раз в лодке можно перевезти 9–10 пассажиров. Так что баснословные миллионы на реке заработать не так уж и просто. Протирать штаны в иных кабинетах намного выгоднее

 

И вот уже несколько лет цены на весеннюю переправу оставались неизменными — 1000 рублей в обычные дни и 2000 рублей — в опасные. Пресловутая «золотая неделя» в этом году стала настоящим камнем преткновения между перевозчиками и властями республики, защищающими, как нам кажется, права рядовых граждан. Кстати, о рядовых гражданах…

По веским причинам

Будучи сама выходцем из Заречья, я, увы, не нашла ни одного земляка, который собственными глазами видел расхваленный многими моими коллегами «Кайман-10», который якобы возил народ с 202 микрорайона за 1000 рублей в дни, когда «хивусы» отдыхали. 16 мая в ватсапе гуляло объявление с фотографией этого самого «каймана» с телефоном, который якобы набирает льготников. Но номер все время «вне зоны доступа»…

Некоторые знают об этом только по репортажу на местном ТВ и слепо верят. Еще меньше людей говорит, что в какой-то группе в ватсапе кто-то рассказывал, что переехал реку за 1000 рублей. Насколько достоверна такая информация? Львиная доля опрошенных зареченцев в существование «дешевого» государственного транспорта через реку вообще не верят. Ни в вертолет, ни в «Кайман».

— Лично мне, конечно, хочется, чтобы билеты стоили дешевле, — говорит Алексей А. — Но тут важно отметить, что в этот период люди ездят только по серьёзным причинам: на свадьбу или похороны, в больницу и т. д. В общем, если край! И кто думал о простых людях, когда создавалась эта ситуация? Почему власти и предприниматели не выяснили отношения до или после этих сложных дней? Создали ряд неудобств, взбаламутили народ. Для чего? Лучше ведь не стало.

Чужие деньги. Посчитаем?

Можно ли нажить на реке большое богатство? Работяги, обедающие в кафе, миллионерами не выглядят, золотом и бриллиантами не сверкают. Однако недоверчивый люд, конечно, не преминет посчитать чужие барыши.

— Практически все катера, которые вы видите, куплены в кредит, — рассказывает Дмитрий, кивая на «Хивусы». — Средняя стоимость такой лодки с доставкой — четыре с половиной миллиона рублей. Сезон работы для «Хивусов» — примерно 20 дней в год. Всего 20 дней! В хороший день можно съездить два раза на тот берег. За раз в лодке можно перевезти 9–10 пассажиров, но не факт, что каждая лодка отправляется полной. Вот и считайте!
Многие владельцы «Хивусов» кредит еще не отбили, поскольку у них это не единственный долг, есть еще и ипотечные, и другие займы, а также, естественно, у каждого имеются семьи, дети и жены, а значит, есть и немалые текущие расходы… Не будем забывать про налоги. Так что баснословные миллионы на реке заработать не так уж и просто. Протирать штаны в иных кабинетах намного выгоднее.

Только конкуренция

Никто не хочет выставить перевозчиков в хорошем свете. Отрадно, кстати, что власти ратуют в данном случае за интересы населения. Вдруг такая же направленность сохранится и в других сферах? Например, будет посчитана реальная стоимость жилищного квадратного метра или стоимость литра бензина…

А в случае с нашумевшей весенней переправой хотелось бы влиять на цены в этой области за счет живой конкуренции. Был же большой государственный катер на «подушке», который недолго лавировал с того берега на этот. Прокол (случайный или умышленный?) остановил его деятельность.

Показательный пример в нашей республике был с ценами на сунтарское такси. Возили «миллионники» людей за 5000 и не тужили. Но пришли другие машины и скостили цены до 3000 за счет того, что посадочных мест больше. И стали все такси по 3000 ездить… Рынок ведь, и, чтобы работать и побеждать конкурентов, надо пользоваться спросом. А спрос на переправу через Лену имеется и будет, покуда моста не предвидится…

…Река ушла. Скоро пойдут паромы. Переправщики со своих «подушек» пересядут на обычные катера и будут сновать по маршруту Якутск — Нижний Бестях — Якутск за 300 рублей. Золотой сезон подходит к концу…


КОММЕНТАРИИ

Арифметика предпринимателей

Еще во время репортажа Дмитрий заявил, что реальная стоимость перевозок в период бездорожья намного дороже установленных не только Госкомцен РС(Я), но и… самими предпринимателями. 2600 рублей — это реальная рыночная себестоимость по подсчетам перевозчиков.

— Расчеты надо начинать не с покупки «Хивуса», а с затрат на нижнее ограждение, — говорит Дмитрий. — Оно стоит 850 тысяч рублей. Хватает его на весну и осень, потому что приходится работать до –35 градусов, а оно рассчитано на максимум 12 градусов мороза. Также каждому предпринимателю надо закупить 5–6 маршевых ремней. Он стоит 36 тысяч рублей на заводе, не говоря о маленьких ремнях, которых нужно с десяток по три с половиной тысячи рублей.

Также много средств мы тратим на дорогу к Даркылаху. Дорожники после зимника ее не делают. А мы подсыпаем песок, выравниваем. У нас море затрат, которые даже не касаются «Хивусов».

На нижнем ограждении есть «чешуйки» на каждом баллоне. В день меняем 5–6 чешуек. Вкладываем по весне 200 и более тысяч рублей в эти чешуйки и к осени еще докупаем. Каждая чешуйка стоит 5 тысяч рублей.

Масло к двигателям тоже надо особенное. Двигатели у нас работают в чрезвычайном режиме. В двигатель льем спортивное масло. За раз 6,5 литра, литр масла стоит 700 рублей. Меняем его раз в 5 дней. И, кстати, двигатель работает только весну и осень. Не выдерживает нагрузки. А стоит он сейчас 206 тысяч рублей.

 

Антонина Винокурова: «Налицо явный сговор»

Председатель Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) Антонина Винокурова рассказала, почему сложилась спорная ситуация и как ее собираются решать:

— Суть проблемы заключалась в том, что мы ввели государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров личным транспортом. Это было нашим правом, а не обязанностью. Перевозчики без видимых причин за один день повысили тарифы в два раза. На что мы ввели госрегулирование в целях защиты граждан. Предприниматели с этим не согласились и принесли свои расчеты, мы им показали свои, в целом по затратам цифры совпадают. Камнем преткновения стали пассажиропоток и количество рейсов в день. Мы сделали мониторинг за два дня, но предприниматели считают, что такое время — не показатель, поэтому продлили проверку.

Для государства интересы шестнадцати собственников этих «Хивусов» и жителей заречных улусов и горожан несопоставимы. Если мониторинг покажет, что пассажиропоток в будние дни меньше, чем мы подсчитали, тогда цены можно будет повысить.

Кроме того, с предпринимателями есть договоренность, что если им будет очень трудно ездить по осколкам льда, можно повысить тариф. По этому поводу было совещание у первого заместителя председателя Правительства РС(Я) Алексея Стручкова.

Однако перевозчики на уступки не идут, хотя видно, что это экономически не оправдано. Но налицо явный сговор людей, которые собираются вместе, только когда нужно повышать тарифы. При этом они следят друг за другом, чтобы никто не снижал цен.

«Якутия», 18 мая 2017 г.

На нашем сайте своим мнением по этому поводу поделился также Басылай. Читайте здесь

18.05.2017
5
0
 960
Мария Павлова

Мария ПавловаСмотреть все записи

Мастер репортажа, досконально знает тему здравоохранения, не боится сложных историй и проблемных тем.

Окончила филологический факультет ЯГУ им. М.К. Аммосова. Работала в газетах "Юность Севера", "Ил Тумэн".

В «Якутии» с 2003 года.

2 комментария

  1. Людмила:

    0

    0

    Переправщики совсем обнаглели. Каждый год одно и тоже! Бедные люди по 4000 вынуждены отдавать

  2. Мария Павлова:

    0

    0

    Людмила, раньше таких подушек и вовсе не было. Летали на вертолетах за 4000 рублей или ждали, когда пойдут паромы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

14 + три =