Главная » Общество » Чтобы выжить

Чтобы выжить

Почему теряются люди и как избежать подобных ситуаций в дальнейшем?

Якутскими и дальневосточными спасателями проведена уникальная операция по эвакуации пилота частного вертолета «Robinson» Александра Новосельцева с места аварийной посадки.

Якутян, живущих в условиях экстремального холода, уже не удивить сообщениями о чрезвычайных происшествиях, случающихся по причине низких температур. Тем не менее, очередное известие о потерявшихся или погибших на необъятных просторах нашей республики из-за бездорожья заставляет задуматься: почему так произошло и как избежать подобных ситуаций в дальнейшем?

Не добрались ни снегоходом, ни лодкой

24 октября в местности «Средняя» в 90 км от с. Саскылах Анабарского района в охотничьей избушке обнаружены трое пропавших анабарцев — Олег Туприн с дочерью и товарищем. Живые и здоровые. Почти шесть дней о них ничего не было известно. В течение четырех дней их интенсивно искали пять наземных групп, поднимался в воздух Ми‑8. Как выяснилось, люди сбились с дороги, добираясь на снегоходе из Саскылаха в Юрюнг-Хая. Заблудились, поскольку их подвел GPS-навигатор. Выжить помогли опыт тундровиков‑мужчин и найденные во время блужданий охотничьи заимки.

Проблема обеспечения транспортной доступности многочисленных населенных пунктов в республике стоит по-прежнему остро.

Если бы из райцентра до населенных пунктов района периодически совершались регулярные, а не субсидированные авиарейсы, по крайней мере в межсезонье и зимний период, вероятность подобного экстрима можно было бы свести до минимума. Но, увы, случаи, связанные с отсутствием дорог, происходят ежегодно не только в Анабарском, но и в других районах.

Выжить помогли опыт тундровиков‑мужчин и повстречавшиеся во время блужданий охотничьи заимки.

16 октября в МЧС РФ по РС (Я) поступила информация о том, что в 3 км ниже по течению реки Алдан, у села Мегино-Алдан Томпонского района в ста метрах от берега опрокинулась моторная лодка «Вельбот‑45 М». (При этом с 10 октября 2018 года навигация для маломерных судов закрыта на всей территории Якутии — Ред.). В результате происшествия из девяти человек пятеро самостоятельно выбрались на берег. Трое мужчин погибли от переохлаждения. Одна женщина пропала без вести.

Как выяснилось, в лодке нелегального речного таксиста находились жители села Крест-Хальджай, направлявшиеся в райцентр — Хандыгу. Чтобы добраться до райцентра, людям приходится ехать по реке до п.Кэскил, а уже оттуда продолжать путь на автомобиле. Так что обращаться к нелегальным речным извозчикам и тем самым становиться экстремалами людей вынуждают обстоятельства.

…ни вертолетом, ни вездеходом

Нижеприведенные недавние случаи, в общем-то — не типичные, поскольку частных воздушных судов в Якутии наперечет, а риск у геологов, отправляющихся на изыскания на вездеходе — издержки профессии. Тем не менее, они показательны в том плане, как в одночасье человек может оказаться песчинкой, будучи относительно недалеко от ближайшего населенного пункта.

3 октября якутскими и дальневосточными спасателями проведена уникальная операция по эвакуации пилота частного вертолета «Robinson» Александра Новосельцева с места аварийной посадки на склоне хребта в труднодоступной местности Момского района. 29 сентября Новосельцев вылетел из Среднеколымска в Якутск, но потерпел аварию в 27 км северо-восточнее села Сасыр Момского района. Мужественному пилоту удалось выжить в течение четырех суток, не имея при этом ни теплых вещей, ни запаса продуктов, ни средств для обогрева.

28 сентября диспетчеру ЕДДС Булунского района пришло сообщение, что с 12 сентября на связь не выходит геологическая группа ООО «Гранит» из четырех человек. В Булунском районе эта группа работала с 1 августа. По маршруту следования геологов был отправлен Ми‑8 с якутскими спасателями. Примерно в 60 км от Приленска в местности «Салоли» была обнаружена палатка, а в 400‑х метрах от палатки — затонувший вездеход с телами двух геологов. В тот же день, 28 сентября, двое других геологов были обнаружены живыми в 40 км от затонувшего вездехода.

Словом, проблема обеспечения транспортной доступности многочисленных населенных пунктов в нашей республике стоит по-прежнему остро. И выход видится не в единичных жестах в виде подарка катера или судна на воздушней подушке отдельно взятому арктическому наслегу, а в полноценном возобновлении воздушного движения. Как показывает практика, малая авиация на Севере — не роскошь, а вопрос жизни и смерти.

МЧС рекомендует

В связи с понижением температуры воздуха на территории республики МЧС напоминает правила безопасности в период сильных морозов.

Чтобы не замерзнуть, не стойте на одном месте, двигайтесь. Наденьте головной убор, так как 30% тепла теряется при непокрытой голове. Укройтесь от ветра. Используйте для обогрева любые укрытия. Не употребляйте спиртное: при расширении сосудов идет повышенная теплоотдача.

Собираясь в дорогу, обязательно сообщите родным и близким о маршруте движения и ориентировочном времени прибытия в пункт назначения. Не забудьте взять с собой средства связи, зарядные устройства и аккумуляторы к ним, запас продуктов, спички, фонарик и запасной комплект теплой одежды.

Алексей РУДЫХ

Хорошо, но мало

Одно из решений транспортной доступности — это использование вездеходов. Предприятий, предлагающих вездеходы, буквально на любой вкус сегодня множество.

На рынке есть и старые, но крепкие, огражданенные версии военных вездеходов МТЛБ, вездеходы на воздушных подушках, шинах низкого давления, аэросани, в общем, в этом аспекте Россия со своим опытом плохих дорог впереди планеты всей. И никакие иностранные производители конкурировать с ней в этом узком секторе автопрома просто не способны.

Другое дело цены, а они кусаются. К примеру, армейские вездеходы МТЛБ с ближайших складов в Чите, Иркутске в зависимости от комплектации стоят до трёх миллионов, за современный грузопассажирский вездеход «Кречет» с турбодизелем HYUNDAI D4BH на 100 л. с. изволь заплатить 6 миллионов 300 тысяч, и это в базовой комплектации.
Как следует из комментария пресс-службы Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я), в Якутии действует госпрограмма по обеспечению северных, арктических и труднодоступных районов республики транспортными средствами повышенной проходимости.
Всего с 2009 по 2017 год в соответствии с ней вездеходы получили 16 районов и адресно — четыре отдельных наслега в их составе. В целом 58 единиц техники на сумму 157 млн 111 тыс.
Цифры и суммы солидные, но анализ потребности муниципальных районов республики в вездеходной технике показывает, что этого недостаточно. Только по предварительным данным, потребность для северных и арктических районов республики в вездеходной технике составляет 20 единиц.

Аламжи БУДАЕВ

Нужны волевые решения

О текущем состоянии малой авиации и путях выхода из кризиса высказался известный бизнесмен, промышленник, в прошлом авиатор Афанасий Максимов.

Для нас это жизненно важный вопрос. Мы не живем, допустим, в Тверской или даже  Иркутской областях. На Крайнем Севере нужен особый подход и решение назревших вопросов, тормозящих его развитие.
Первое, это цены за взлет- посадку в «Аэропортах Севера». Это же казенное учреждение, вот и пусть свои операционные расходы ведет за счет федбюджета, а не за счет пассажиров. Возьмём, к примеру, Чокурдах, где один рейс за неделю, и все зарплаты, содержание, безопасность и т. д. содержит этот один рейс, а вернее — пассажиры.

А есть УВД, тоже федучреждение, собирает деньги с пассажиров, так же, как метеослужба, и т. д. Вот эти тарифы для северов нужно обнулить.
А то получается, с одной стороны, сам бюджет обирает пассажиров, с другой, субсидирует, хотя несоразмерно, но все же.

Второй важный фактор — это цены и качество авиакеросина, отсутствие авиабензина по доступным ценам в а/п.
Третье — отсутствие воздушных судов. Мы все уповаем на отечественный авиапром, а где он? Его нет и в ближайшей перспективе не видно. А значит нужно закупать у зарубежных авиа-производителей. Это сложно сделать без отмены или снижения пошлины, ндс и т. д. То есть нужно стимулировать приобретение такой техники.

У нас, допустим, хорошо делают тяжелые Ми‑8, но у них дорогая эксплуатация, а более легких, практичных нет.

Но есть канадские Белл 407, доказавшие свою практичность, безопасность. Тем более их сейчас собирает Уральский авиазавод. Можно их приобрести через ГЛК, по той же лизинговой схеме, по которой приобрели пять новых вертолетов Ми‑8, оборудованных под санзадания. В целом варианты имеются, но нужны волевые решения по отрасли.

Попадали ли вы в экстремальные ситуации?

Геннадий Осодоев, ветеринар п.Депутатский (Усть-Янский улус):

— У нас часто люди попадают в такие истории. Поэтому могу дать несколько советов тем, кто собирается в лес или тундру. Во‑первых, перед поездкой нужно сообщить друзьям или родственникам, куда едешь. Ехать на двух-трех «Буранах». Обязательно взять с собой спички, запас продуктов на несколько дней, теплые вещи. Самое главное — не паниковать.

Анна Щеглова, главный бухгалтер детского издательства «Кэскил» (Якутск):

— Один раз с мужем и двумя детьми 7 января на Рождество поехали в лес, чтобы покормить зверей. Идея была хорошая, но муж предупреждал, что можем попасть в неприятную ситуацию. Так и случилось: на обратном пути машина заглохла, на холоде она быстро замерзла. Я пошла пешком до Жатая, чтобы попросить о помощи. Батарея на сотовом телефоне уже практически села, но супругу удалось дозвониться до такси. К счастью, водитель нашел нас быстро.

Анна Стручкова (Оленекский район):

— Даже страшно представить такую ситуацию. Но, как говорится, нужно быть готовым ко всему. Скорее всего, как анабарцы, я бы искала охотничью избушку и ждала помощи. А что еще можно сделать в тайге? Но ведь надо еще найти домик, а как это сделать, я представляю с трудом. Пока ждала, исследовала бы окрестности, может, нашла бы какую-нибудь еду.

Николай Гоголев (Якутск):

— Не знаю, чтобы делал, потому что никогда не попадал в такие экстремальные условия. Поскольку я городской житель, затрудняюсь сказать, где примерно находятся охотничьи избушки. Теоретически понимаю, что необходимо взять с собой теплые вещи и зажигалку или спички, если даже не куришь.

Сусанна Рожина, главный редактор сайта телеканала «Якутия24» (Якутск):

— Мне кажется, на месте Туприных я бы погибла. Когда узнала об этой удивительной истории, подумала, что выжить мог истинный северянин, уважающий природу. Прекрасно знаю свои возможности, поэтому вынуждена признать, что мои шансы на положительный исход были бы невелики. На уроках ОБЖ в школе нас учили, что в экстремальных ситуациях нельзя паниковать.

Станислав Щербаков, начальник мини-футбольного клуба «Алмаз-АЛРОСА» (Мирный):

— Даже предположить не могу, как бы действовал, оказавшись в тундре. Я не знаю, насколько сейчас холодно в Анабарском районе, каких зверей там можно встретить. Понятно, что у подготовленного человека больше шансов добраться до ближайшего населенного пункта или дождаться помощи.

Георгий ТАТАРИНОВ

Телефоны Службы спасения Якутии

Оперативный дежурный в Якутске: (4112) 45–90–19

В Нерюнгри: (41147) 4–18–91

В Томмоте: (41145) 4–41–01

В Среднеколымске: (41156) 4–13–87

В Верхневилюйске: 8–914– 281‑55‑58

В Нюрбе: (41134) 2–20–26

Там, где нет филиалов Службы спасения, необходимо обращаться в местную ЕДДС по телефону 112.

«Якутия», 1.11.2018 г.

01.11.2018
2
0
 291
Алексей Рудых

Алексей РудыхСмотреть все записи

редактор раздела "Закон и право"
Виртуозно распутывает юридически сложные ситуации, рассказывает о них доходчиво и живо, сохраняя при этом объективность. Законодательство и право – его конек.
В «Якутии» с 2011 года.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

17 − 11 =