Главная » Здоровье » Валерий Петров: «Благодарите врачей выздоровлением»

Валерий Петров: «Благодарите врачей выздоровлением»

О хирургии, проблемах медицины и жизни после смерти

Сегодня у нас в гостях человек, волшебные руки которого спасли не один десяток жизней. Хирурги — это портные человеческого тела, считает Валерий ПЕТРОВ, руководитель комплексной хирургической бригады Республиканской больницы № 2 — Центра экстренной медицинской помощи, кандидат медицинских наук и пионер якутской эндоскопической хирургии.

Накануне Дня медицинского работника мы поговорили с ним о кадровом голоде в медицине, пиаре врачей и чудесном исцелении.

В хирургии результат видно сразу

— Валерий Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о себе. Где родились, кто были ваши родители? Есть ли в роду врачи?

— Биография у меня вполне рядовая. Родом я из Верхневилюйска. Мои родители были простыми советскими людьми. Что касается медиков в роду, то моя мама была медсестрой и посвятила здравоохранению более 50 лет. Поэтому запах лекарств, белый халат, больничные коридоры знакомы мне с детства.

— Когда вы определились с будущей профессией?

— Я долго не мог решить кем я буду. Мне очень нравилась математика, были определенные успехи. Такие интересы, конечно, открывают перспективы в совсем другой области: экономике, финансах, физике и т. д. Но в десятом классе я вдруг решил, что стану врачом. Как видите, им и стал.

— Трудно было поступить на медицинский?

— Так, с первого раза, без особой подготовки попасть на медицинский в основном потоке было непросто. Я поступил на медицинский факультет ЯГУ в 1967 году вольнослушателем. На втором курсе был зачислен в студенты.

— Почему выбрали специальность хирурга?

— Мне не хочется обижать своих коллег. Безусловно, все врачи нужны людям, все специализации интересны. Каждый выбирает то, что ему ближе, интереснее. Вот и мне специальность хирурга показалась ближе. Она хороша тем, что видишь результат сразу. Пациент идет на поправку, встает на ноги, к нему возвращаются утраченные способности… Или он просто остается жить, когда его жизнь должна была оборваться… Это огромное счастье — видеть такое спасение, тем более способствовать ему.

Люди — не машины

— Помните ли вы своего первого пациента?

— Конечно, помню. Наверное, все врачи помнят, а хирурги — особенно. У меня все было классически. Молодые хирурги обычно начинают с аппендицита. Мой первый пациент тоже был с аппендицитом. Я волновался, но операция прошла удачно.

— А самая сложная операция, которую вам приходилось делать?

— Вы ждете, чтобы я назвал какую-то очень страшную болезнь? Все операции сложные, легких не бывает. К каждому хирургическому вмешательству надо готовиться заранее и даже тогда не знаешь, что и как будет. Люди не машины, они все имеют индивидуальные особенности. Мы можем предполагать перед операцией одно, а уже на операции действуем согласно тому, что видим.

Такое ощущение, что сейчас основное направление больниц — пиар, реклама!

— Случалось ли вам видеть чудо, когда пациент, который умирал, вдруг исцелялся? Бывает ли такое?

— Да, это бывает. Я видел такое всего один раз, но собственными глазами. Больная с заболеванием крови — лейкозом умирала, а как только ей перелили свежую кровь, она ожила и быстро пошла на поправку. Это, конечно, был огромный риск, потому что тогда запрещалось переливать свежую кровь. Мы сознательно нарушили правила, рискнули, потому что иного выхода, чтобы спасти ее, не было. Но если бы тогда что-то случилось с пациенткой, то я лишился бы диплома.

— Вы поступили по-человечески, а не по предписаниям. Скажите, какие качества для врача самые важные?

— На мой взгляд, самые важные качества в нашей профессии — стремление к познанию, умение сочувствовать и быть честным.

Руководитель ЛПУ должен быть клиницистом

— Вы возглавляли огромное медицинское учреждение — Республиканскую больницу № 1 — Национальный центр медицины и в то же время не бросали практику. Почему?

— У меня принципиальное убеждение, что лечебное учреждение должен возглавлять клиницист, потому что самое главное направление работы лечебного учреждения — это диагностика и лечение. Все остальное лишь приложение к этому. Хотя сейчас делают упор на другое…

Недавно был на Всероссийском хирургическом форуме. Там выступали юристы, которые на первое место ставили вопрос о том, что врачи очень много пиарятся, поэтому люди ждут от них большего. Превышенное ожидание ведет к жалобам.

Я согласен с юристами. Такое ощущение, что сейчас основное направление больниц — пиар, реклама! Все хотят показать себя, выделиться, обещают исцеление и выздоровление. А лечебно-диагностическая работа отходит на второе место. В результате мы получаем жалобы пациентов, которые ждали чудес.

Во‑вторых, век руководителя короток. Если ты занимаешься практической работой, то остаешься в курсе всего. Если ты отходишь от лечебной работы, то можешь остаться без работы. Поэтому надо заниматься лечебно-диагностической работой.

— Задам немного странный вопрос. Как вы считаете, есть ли жизнь после смерти?

— Не знаю. Но лично я в это не верю.

Преемственность будут возрождать

— Как проходит ваш обычный рабочий день?

— С утра участвую в обходе пациентов в отделении реанимации, потом обычно бывают конференция и лечебная работа, то есть операции. Поскольку больница у нас экстренной медпомощи, в это расписание нередко вносятся коррективы.

— Какие проблемы в медицине сейчас стоят острее всего?

— Кадровые. В последнее время, я считаю, идет дискриминация по опыту и знаниям. Сейчас много говорится о наставничестве. На упомянутом форуме об этом тоже говорилось, сам Владимир Путин говорил о наставничестве. Верхи наконец-то поняли, что нарушена преемственность. Старые кадры ушли, молодежь ничего от них не переняла. Сейчас ставится вопрос, чтобы возобновить наставничество. Говорят даже, что надо предусмотреть отдельные штаты, с хорошей зарплатой. И это, на мой взгляд, правильно.

Больная с заболеванием крови — лейкозом умирала, а как только ей перелили свежую кровь, она ожила и быстро пошла на поправку.

— Как относится ваша семья к вашей профессии? Расскажите, пожалуйста, о вашей семье.

— Поскольку жена у меня сама медик, то специфику нашей работы понимает. Семья у меня маленькая. Жена — заслуженный работник здравоохранения России. А дочь пошла другим путем, стала переводчиком. Сейчас она живет в Москве.

— 17 июня будем отмечать День медицинского работника. Как его справляют сами медики?

— Как обычные россияне. Основная масса медицинских работников в этот день находится на работе. Поздравляем друг друга, принимаем поздравления от пациентов. Приятно, когда вспоминают и пишут.

— Что пожелаете своим коллегам?

— Желаю благодарных пациентов. Самая большая благодарность пациента — это не цветы и не торт, а когда они выздоравливают! Этим он благодарит своего врача. Это результат твоего труда, и он доставляет врачу самое большое удовольствие.

— Спасибо за интересный разговор и в вашем лице поздравляем всех врачей с наступающим профессиональным праздником. Вы нам нужны!

«Якутия», 14.06.2018 г. (PDF-версия здесь).

15.06.2018
1
0
 883
Мария Павлова

Мария ПавловаСмотреть все записи

Мастер репортажа, досконально знает тему здравоохранения, не боится сложных историй и проблемных тем.

Окончила филологический факультет ЯГУ им. М.К. Аммосова. Работала в газетах "Юность Севера", "Ил Тумэн".

В «Якутии» с 2003 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

12 − 1 =