Главная » Почтовый ящик с Юлией Ходуловой » Архангельск: далекий и близкий

Архангельск: далекий и близкий

Заметки социолога

В Архангельске состоялся Арктический форум «Человек в Арктике» с участием Президента РФ В.В. Путина. Информация о результатах форума опубликована в различных средствах массовой информации. Среди инициатив якутской делегации непременно следует отметить подписание пятью субъектами России дорожной карты «Дети Арктики», поддержанной государствами – членами Арктического Совета.

Мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями об Архангельске и его людях. В этом замечательном городе автор этих строк провела социологическое исследование отношения людей к Арктике и её проблемам.

Чем живёт Архангельская область?

Позиционируется как один из богатейших регионов России. Здесь действуют два промышленных кластера – судостроительный и лесопромышленный. Региональный бренд «Архангельский лес» — поморская древесина экспортируется в 79 стран мира. Здесь создано алмазодобывающее дочернее общество нашей «АЛРОСА» с шестью кимберлитовыми трубками и действуют все виды транспорта (речной, морской, железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный). В Архангельске работают самые северные трамваи и троллейбусы.

Область расположена на берегу трех арктических морей: Белого, Баренцева и Карского морей и исторически считается драйвером освоения Русского Севера, морскими воротами Арктики, открывающими Северный морской путь и способы добычи нефти и газа. Население – 1,2 млн человек.

Больше всего потряс вид старых кварталов в центре города, состоящих из ветхих двухэтажных деревяшек, в которых продолжают жить люди. Такое ощущение, что сюда не заглядывала федеральная программа о сносе ветхого и аварийного жилья.

Производственные показатели Архангельской области впечатляют: судостроительный кластер включен в перечень 25 пилотных кластеров Минэкономразвития РФ, здесь заготовляют ежегодно 24,3 млн куб. метров ценной древесины, добывают ежегодно 150 тыс. тонн рыбы, преимущественно треску и пикшу, 1,2 тыс. тонн морских водорослей, в том числе ламинарии.

Круглый год действует морской порт, перевозящий грузы на 34 судах различного назначения. Аэропорт «Архангельск» входит в 30-ку аэропортов России по перевозкам пассажиров. С помощью Китая строится «Белокур» — железная дорога протяженностью 1161 км Архангельск – Сыктывкар — Пермь. Одновременно строится глубоководный морской порт, что даст мощный импульс развитию Северного морского пути.

В Архангельской области работают 18 вузов с общей численностью 27 тысяч студентов, более 20 учреждений начального и среднего профессионального образования. Флагман вузов – Северный (Арктический) федеральный университет, единственный в России расположенный на сухопутной территории Арктической зоны.

Такова официальная информация. Но как живётся людям?

 

«Нужны ли мы Арктике?»

Да, вопрос резонный, в чем мы убедились прямо на площадке аэровокзала. Снег по всей трассе не убран, хотя должен вот-вот прилететь Путин. Видимо, его маршрут другой. Архангельск напомнил образ нашего Якутска начала 90-х годов прошлого века. Трассы и городские улицы крайне нуждаются в ремонте, везде колдобины. Больше всего потряс вид старых кварталов в центре города, состоящих из ветхих двухэтажных деревяшек, в которых продолжают жить люди. Такое ощущение, что сюда не заглядывала федеральная программа о сносе ветхого и аварийного жилья.

Везде кричащая реклама чего-то, как в районе складов и перевалочных пунктов. О современном дизайне города, его архитектурном и эстетическом облике, видимо, мало кто задумывается.

В городе действуют всего три театра (!) – драматический, молодежный и кукол, а также филармония. Мы побывали в молодежном, расположенном в старом, нуждающемся в ремонте здании.

Есть колледж культуры и искусств, выпустивший более 6 тыс. специалистов, начиная с 1946 года. Но отсутствие вуза культуры и искусств снижает общую культурную планку. В САФУ также не обучают специальностям по искусству и культуре.

Архангельск явно не может претендовать на звание культурной столицы Арктики. То же можно сказать и про Мурманск, где я побывала три раза и убедилась в скудности внимания к культуре. Так что Якутск совершенно по праву называется культурной столицей Арктики, и мы должны стремиться закрепить этот имидж.

Но люди не ропщут, более того, без прикрас проникнуты достоинством человека труда, защитника Отечества.

Архангельск производит стойкое впечатление города-труженика, архиважного для развития и защиты северных морских рубежей российской Арктики. Это представление еще больше усиливается при посещении города Северодвинска, где расположен судостроительный гигант «Севмаш». Утром мы видели огромный поток рабочих у заводской проходной, напоминающий картину из романа М. Горького «Мать». Мощная сила труда влекла 28 тысяч строителей ледоколов и атомных лодок в будни созидания. Здесь построили 130 атомных подлодок, в том числе и «Курск».

Северодвинск – город трудовой славы и доблести, созданный тружениками Ягринского исправительно-трудового лагеря. В годы Великой Отечественной войны Мурманск, Архангельск и Северодвинск принимали грузы по ленд-лизу через свои морские порты, так же, как и мы – через воздушную трассу. В то время Арктика защищала страну по меридиональным трассам – по Ледовитому океану и по воздушной трассе Аляска — Якутск.

В архангельских людях я улавливала непередаваемое словами сходство с колымчанами, сохранившими остатки культуры русских первопроходцев, слух ласкали древнерусские слова. Например, «няша» – у колымчан это топкая дорога, у поморов – вязкая малая вода у морского берега. Кроме как здесь, на Русском Севере, это замечательное слово нигде в России не слышала. Много общего и в символике культуры поморов.
Архангелогородские дети, как и колымские, с чистым светлым челом северянина, а взрослые — открытые с непосредственностью уверенных в себе людей, имеющих четкие понятия о добре и своей пользе. Их облик вызывал в памяти полузабытое слово – «государевы люди».

Живут в намного худших условиях, чем, например, жители Якутска. У них вода из крана прямо воняет чем-то, ударяет в нос, пить невозможно. Новые здания крайне редки. Дома старые, нуждающиеся в ремонте, улицы и дороги разбитые, плохо освещены, цены на продукты питания такие же, как у нас, мясо и молоко даже дороже. Имеются всего три приличных ресторана. Доходы у людей невысоки. Все работают с утра до вечера.

Но люди не ропщут, более того, без прикрас проникнуты достоинством человека труда, защитника Отечества. Здесь слово «патриот» имеет явный личностный смысл. Здесь язык не повернётся жонглировать этим словом. По всей вероятности, годы перестройки стали своеобразным оселком на отбор тех, кто настоящий труженик-патриот. По сути, Москва и вся европейская часть России, даже заморские страны – рядом, и есть все виды транспорта, чтоб умчаться отсюда навсегда. Но архангельские мужики заняты серьезным трудом в вверенном им суровом краю Родины. И среди опрошенных нами студентов встречались такие, которые были убеждены в том, что жили и будут жить именно здесь.

Никто нам не напомнил про нашего Илью Михальчука. Ни добром, ни злом. А в первые дни, сообщая при знакомстве, что я из Якутии, ожидала негативной реакции. В совершенно незнакомом городе, университете, установила много деловых контактов, взаимопонимание и планы сотрудничества. Люди Арктики везде живут общими ценностями и стремятся к солидарности. Мы нужны друг другу.

Архангельск стал близким по духу и по устремлениям к лучшему будущему нашего общего дома — Арктики.

Ульяна ВИНОКУРОВА, доктор социологии, член Российского географического общества

 

03.05.2017
13
4
 2192

Внештатный авторСмотреть все записи

Интернет-газета «Якутия» открыта к сотрудничеству. Вам есть что сказать, вы готовы предложить тему, достойную внимания аудитории и обсуждения в обществе? Предлагайте!

Также на сайте публикуются наиболее интересные письма читателей «Якутии».

Похожие записи

6 комментариев

  1. Кот мучЁный.:

    0

    0

    Железная дорога «Белокур» ???? Уржался. Трамваи и троллейбусы в Архангельске? Автор, имей хоть малое представление, о чем пишешь

  2. Алекс:

    0

    0

    Белкомур наверное все-таки (Белое море-Коми-Урал). Трамваи и троллейбусы загубили в Архангельске в 90-е. Есть ли они в области — даже не знаю. Остальное верно.

  3. Дмитрий:

    0

    0

    Цитата: «В Архангельске работают самые северные трамваи и троллейбусы» Да, действительно, этого давно нет!

  4. Moderator:

    0

    0

    Уважаемые посетители! Спасибо, что читаете материалы сайта. Отдельное спасибо тем, кто оставляет свои комментарии. Увы, один из комментариев мы были вынуждены удалить. Реплики, содержащие нецензурную лексику, удаляются, что вполне понятно. А все, что сказано с уважением к собеседникам, интересно и приветствуется.

  5. Иван:

    0

    0

    это не статья, а бесстыдный и безграмотный опус. стыдно доктору социологии и тем более члену РГО писать такую ересь.

  6. Константин Дмитриевич Сидоров:

    0

    0

    Очень интересный и познавательный материал! Прочитал с величайшим удовольствием. Спасибо уважаемой Ульяне Алексеевне! Ждем новых публикации !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.